Le Matin: Вы как представитель Швейцарии в Совете Европы расследовали нарушения чеченского режима. Что вы думаете о новом владельце «Ксамакса» (речь идет о вице-президенте грозненского футбольного клуба «Терек» и приближенном Рамзана Кадырова Булате Чагаеве, который приобрел этот футбольный клуб несколько дней назад – прим. ред.)
Дик Марти (Dick Marty): Задаваться вопросом о его мотивах инвестиций в швейцарский футбольный клуб – вполне законно, учитывая, что клуб до сих пор не приносил прибыли. Меня очень беспокоят все эти деньги, поступающие в Швейцарию от авторитарных режимов, будь то из Чечни, Узбекистана или Казахстана.
- Новоиспеченный владелец клуба говорит, что авторитарный глава Чечни Кадыров ему «как брат». Это допустимо?
- Он волен делать, что угодно, но в первую очередь его должна волновать его собственная родина, которая до сих пор по большей части живет в бедности, а права человека жестоко нарушаются. Я выступал свидетелем по судебному иску в отношении Кадырова по обвинению в убийствах в Чечне. Напомню, что Европейский суд по правам человека уже 200 раз признавал его режим виновным в нарушении прав человека!
- А в качестве главы Университета Невшателя вы, значит, не будете журить профессора, который призвал жителей кантона выразить протест против перехода «Ксамакса» в чеченские руки (накануне в Невшателе состоялась акция протеста, которую организовал профессор университета Патрик Венсан. Собрались несколько десятков человек – прим. ред.)?
- Нет, позицию этого профессора я приветствую, она мне понятна. Кроме этого я считаю, что агрессивная реакция клуба, который грозит обратиться в суд, просто неадекватна. «Ксамаксу» лучше ответить полной прозрачностью сведений об этом инвесторе.
- Когда подобные вопросы задают президенту клубу Сильвио Бернаскони (Sylvio Bernasconi), он просит «заткнуться» (Накануне Бернаскони дал интервью журналу Express, в котором сказал буквально следующее: «Да мне плевать на недоверие людей. Если у них нет денег, то пусть лучше заткнутся!» - прим. ред.)
- Я шокирован подобным отношением. Если в расчет берутся только деньги, а вопрос об их происхождении задавать боятся, то следует прекратить считать, что спорт транслирует еще и этические нормы, в особенности, молодежи. Еще раз спросим себя, почему Швейцария, будто мед для пчел или если угодно, для медведей, - столь привлекательна для подобного типа инвесторов.