Крис Хэдфилд (Chris Hadfield), опытный пилот CF-18 и летчик испытатель, должен научиться пилотировать космический корабль «Союз».
51-летний Хэдфилд в конце этого года в третий раз полетит в космос, чтобы провести шесть месяцев на Международной космической станции. Часть этого времени он будет командиром экспедиции.
Так как НАСА закрывает программу «Спейс-шаттл», то полетит он на станцию в левом кресле «Союза».
Командир — всегда россиянин — сидит центральном кресле и пилотирует корабль. Бортинженер сидит справа, но опыт Хэдфилда позволил ему пройти подготовку на роль второго пилота. В итоге он должен уметь все, что умеет командир.
«Я буду пилотировать его на обратном пути, если Роман (командир корабля Роман Романенко) заболеет. Я полностью подготовлен к пилотированию “Союза”, - заявил он в четверг во время своего визита в Оттаву. – Выход на орбиту, сближение, ручная стыковка, автоматическая стыковка, ручная расстыковка, облет, ручное управление при входе в атмосферу Земли, посадка».
«Это новейший “Союз-700”. C новой радиоэлектроникой, новой системой управления, новыми интерфейсами».
Это настолько новая модель, что инструкций к ней еще нет, и симуляторы только разрабатываются. Астронавт провел всю зиму в России, изучая новую систему, и опять возвращается туда в субботу.
«Так как учебники только пишутся, я работаю с инженерами, которые строили и разрабатывали корабль».
Учеба идет на русском, так же как и общение внутри экипажа и связь с Землей. Экзамены, Хэдфилд также будет сдавать по-русски.
К счастью он долгое время учил русский. В 1995 году он посетил российскую станцию «Мир».
«“Союз” – великолепный корабль, - говорит он. – Я испытываю к нему огромное уважение. На мне будет лежать ответственность: если у Романа обнаружится аппендицит, я доставлю его на Землю».
«Между тем ни один канадец раньше даже не пилотировал шаттл».
Хэдфилд общался с журналистами в четверг на выставке, посвященной жизни в космосе, которую Канадское космическое агентство открыло в Канадском музее авиации и космонавтики. На открытии также присутствовали еще семь бывших и действующих космонавтов – Стив Маклин (Steve MacLean), Жюли Пайетт (Julie Payette), Джереми Хансен (Jeremy Hansen), Давид Сен-Жак (David St-Jacques), Дейв Уильямс (Dave Williams), Боб Терск (Bob Thirsk) и Бьярни Трюггвасон (Bjarni Tryggvason).
Когда Хэдфильд возглавит экипаж станции, командиром МКС впервые станет космонавт, представляющий не Америку и не Россию.
У Хэдфилда большой опыт руководства в разных областях. Он полтора года был директором операций НАСА в России. Отвечал в НАСА за робототехнику и за взаимодействие с МКС. Командовал экипажем из семи человек в подводной лаборатории НАСА. Был ведущим астронавтом Канады. Был главным специалистом НАСА по связи с астронавтами, находящимися в космосе.
Все это, по его словам, научило его тому, как важно признавать и ценить культурные, языковые и личностные различия.
«Я уже работал с (будущим) экипажем. Я хочу, чтобы назад вернулся счастливый и здоровый экипаж, члены которого будут вспоминать эти шесть месяцев как лучшие шесть месяцев в своей жизни».
Помимо подготовки к работе, он заготавливает «пасхальные яйца» — так он называет неожиданные развлечения и средства для поднятия морального духа, которые могут сделать неудачный день лучше. Он хочет заготовить их на несколько месяцев.
«Идея заключается именно в приятной неожиданности — нельзя, чтобы дни были рутинными и скучными».
Он должен быть также готов и к медицинским проблемам и к трагедиям. По меньшей мере, двое астронавтов потеряли близких членов семьи, когда находились на орбите.
«Я хочу, чтобы экипаж это осознавал. Надо понимать, как мы собираемся поддерживать друг друга».
Между тем новые канадские астронавты Хансен и Сен-Жак уже прошли двухгодичную подготовку в Хьюстоне.
«Нас готовили жить и работать на Международной космической станции, - заявил Хансен – проводить работы по ее обслуживанию, выходить в космос, управлять ее робототехникой, а также оказывать космической программе общую поддержку».
Это означает, в частности, помогать миссии Хэдфилда, участвовать в его подготовке и находиться в Центре управления полетом, когда он будет проводить ключевые операции, такие как выходы в открытый космос.