Кровавые столкновения между властями Башара Асада и противниками этого режима в Сирии не отличаются по своей сути от революций, произошедших в других арабских странах.
По мнению многих политических аналитиков, мятеж в Сирии должен был привести власти страны к краху, однако затягивание ситуации показало, что режим Асада вовсе не так слаб, как это казалось.
Для пресечения беспорядков президент Башар Асад отменил режим чрезвычайного положения, действующий в стране еще с 1963 года, пообещал народу провести преобразования, а 29 апреля правительство подало в отставку.
Предполагалось, что отмена чрезвычайного положения и отставка правительства способствуют установлению в стране стабильности. Однако народ не согласился с этой «уступкой» властей и запоздавшими преобразованиями, и в стране раздались призывы к отставке Асада.
Противостояние властей и народа перекинулось на крупные города страны.
Центр стратегических исследований по арабскому Востоку (The Arab Orient Center for Strategic and civilization studies), главный офис которого расположен в Лондоне, сообщил о 827 убитых во время событий в Сирии, но официальные источники заявляют о 170 погибших, из которых сто человек - военнослужащие.
Драматический ход событий и рост числа погибших среди мирного населения стали причиной применения мер против Сирии международными организациями.
ЕС 10 мая принял пакет санкций, запрещающих ввоз в Сирию вооружения и военной техники, а также пресечение границы ЕС 13 должностным лицам Сирии, несущим ответственность за убийства мирных людей во время беспорядков в стране.
С другой стороны, Анкара и Тегеран, выступившие в своих заявлениях против лидеров Туниса, Египта и Ливии, не проявили такой же активности в связи с беспорядками в Сирии.
Весьма интересно отношение Тегерана к событиям в Сирии. Так, Тегеран назвал события в этой стране, которая является военным союзником Ирана, кознями и планами вражеских государств.
Действительно, смена власти в Сирии не соответствует интересам ни Тегерана, ни Турции.
Несмотря на то, что Турция заинтересована в демократизации региона, отсутствие в Сирии серьезной альтернативы власти Башара Асада заставляет Анкару вести себя более осторожно в данной ситуации.
По мнению ряда политических аналитиков, за беспорядками в Сирии стоит исламистская организация «Братья-мусульмане», и после ухода Башара Асада к власти придут именно они.
Но если внимательно следить за событиями, можно понять, что «Братья-мусульмане» не имеют в Сирии особого политического веса, каким они обладают в Египте.
Это связано с тем, что на протест «Братьев-мусульман» в сирийском городе Хама в 1982 году тогдашнее правительство Хафиза Асада отреагировало своевременно, и в результате столкновений, длившихся несколько дней, в городе было убито 20 тысяч исламистов. Это привело к тому, что организация «Братья-мусульмане» утратила политическое влияние в Сирии.
Но даже если на смену власти Башара Асада придут «Братья-мусульмане», это не будет отвечать интересам либерально-исламистских властей Турции.
Ибо слабое правительство в Сирии - в стране с богатым этническим и религиозным составом - это источник угрозы для Турции.
Еще один фактор, беспокоящий Турцию в Сирии, - это курдский фактор.
Одна из реальных угроз для Турции - это активизация курдской террористической организации РПК в случае выхода ситуации в Сирии из-под контроля и возможная переброска членов этой организации на территорию Турции в качестве беженцев.
Анкара, учитывая все это, естественно избегает резких заявлений по ситуации в Сирии. Но рано или поздно Анкара будет вынуждена пересмотреть свою политику в отношении Дамаска в связи с происходящими в стране событиями.
Что касается поддержки власти Асада Тегераном, то можно отметить, что Иран делает это потому, что боится потерять свой блокпост в виде Сирии.
Тегерану прекрасно известно, что мятеж в Сирии происходит не только по воле народа, но и при планомерной поддержке других стран Персидского залива. Ибо, несмотря на то, что Сирия является арабской страной, ее политическая элита, состоящая из алавитов, близка мусульманам-шиитам, и, в отличие от других стран, имеет тесные связи с Ираном.
Целью же арабских стран является уменьшение во что бы то ни стало влияния Ирана, превратившегося в регионе в страшный сон для суннитского арабского мира.
Происходящие события позволяют сделать вывод, что хотя арабские революции часто называют народными, страны региона очень часто превыше всего ставят свои политические интересы, нежели волю народа.