Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Белоруссии осталось жить два месяца

Белоруссия на краю пропасти

© БелТА / Перейти в фотобанкЧетвертое Всебелорусское народное собрание начало работу в Минске
Четвертое Всебелорусское народное собрание начало работу в Минске
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Катастрофическая девальвация национальной валюты, иссушение золотовалютных резервов, сотни тысяч безработных – бывшая советская республика Белоруссия стоит на краю пропасти. В настоящий момент в закромах государства остается меньше 2,5 миллиарда золотовалютных резервов, чего в теории хватит на то, чтобы продержаться еще чуть более двух месяцев.

Катастрофическая девальвация национальной валюты, иссушение золотовалютных резервов, сотни тысяч безработных – бывшая советская республика Белоруссия стоит на краю пропасти. Причины кризиса: популистские предвыборные обещания президента-автократа Александра Лукашенко и экономика, которую не реформировали еще со времен СССР. 

Все началось за несколько недель до президентских выборов 19 декабря прошлого года. Госслужащие внезапно обнаружили, что их месячная зарплата выросла с 330 до 500 долларов. Дар от щедрот президента Александра Лукашенко, который баллотировался на четвертый срок поле 16 лет у власти.

У подобного повышения не было «никакого экономического обоснования», считает экономический обозреватель Егор Мартинович. Речь шла о простом предвыборном популистском шаге, который в итоге позволил «последнему диктатору Европы» (так окрестили Лукашенко в американском Госдепе) добиться сокрушительной победы с официальным результатом почти в 80% голосов. 

Последствия такого решения оказались катастрофическими. «Белорусы воспользовались этими дополнительными деньгами, чтобы приобрести иностранную валюту в ожидании трудных времен», - продолжает Мартинович. Некоторые же предпочли потратить кровные доллары и евро на покупку новой иномарки, пошлины на импорт которых значительно вырастут с 1 июля этого года.

В результате государственные расходы резко возросли, и золотовалютные резервы страны стали таять как снег на солнце. Только за прошлый месяц они сократились на 1,2 миллиарда долларов. В настоящий момент в закромах государства остается меньше 2,5 миллиарда, чего в теории хватит на то, чтобы продержаться еще чуть более двух месяцев.

С учетом того, что сальдо внешней торговли Белоруссии отрицательно и составляет почти 10 миллиардов долларов в год, а объем внешнего долга на первое января 2011 года превышал 50% ВВП, будущее выглядит не слишком радужным.

Девальвация рубля

Национальный банк Белоруссии принял различные меры для того, чтобы стабилизировать ситуацию. Так, за последние несколько недель он провел ряд последовательных девальваций рубля (всего около 30%) и установил новые обменные курсы. Всего их в настоящий момент существует целых четыре вида: официальный, для межбанковских операций, свободный курс в обменных пунктах и курс на черном рынке, который снова всплыл на поверхность в условиях кризиса. Последние три курса обычно на 30-60% выше официального.

Перед обменными пунктами день и ночь стоят толпы белорусов, которые надеются, что кто-нибудь придет сюда обменять валюту, и они смогут сразу же ее купить, рассказывает Егор Мартинович.

Цены в магазинах растут практически ежедневно, в то время как некоторые импортные товары уже исчезли с полок, а цены на другие бьют все рекорды. Так, например, за килограмм клубники теперь просят 120 долларов.

Многие предприятия, оставшись без валюты для покупки необходимого сырья и оборудования, временно прекратили работу. По официальной статистике, в подобном положении оказалось 600 000 человек.

По всей видимости, единственный шанс режима Лукашенко спасти свою экономику – это получить кредит за границей. Однако в среду, после двух месяцев переговоров, министр финансов России Алексей Кудрин отказался от предоставления соседям экстренной помощи в миллиард долларов. В то же время он дал понять, что его страна может внести свою лепту в двухмиллиардный заем в сотрудничестве Евразийским экономическим сообществом.

Международный валютный фонд рассматривать в числе потенциальных кредиторов в нынешних условиях тоже не приходится. Пока в Белоруссии, экономика которой на 80% находится под контролем государства, не начнутся масштабные экономические реформы, у нее мало шансов получить очередной валютный транш от организации.

Россия в свою очередь также настаивает на проведении в Белоруссии реформ и, что особенно для нее важно, приватизаций. Егор Мартинович полагает, что в итоге они неизбежны. Единственное, чего он опасается, это то, что выгоду от всего этого получит только российский сосед. С учетом того, что ЕС ввел экономические санкции против белорусского режима из-за большого числа политических заключенных в стране, приватизации могут привести к захвату «российскими олигархами контроля над государственными предприятиями» и большей частью экономики Белоруссии.