16 мая суд Заводского района Минска приговорил жену экс-кандидата в президенты Андрея Санникова, журналистку Ирину Халип к двум годам лишения свободы с отсрочкой исполнения наказания на два года.
Также по делу о «массовых беспорядках» в день президентских выборов 19 декабря 2010 году осуждены Павел Северинец – руководитель предвыборного штаба Виталия Рымашевского, и Сергей Марцелев – глава избирательного штаба Николая Статкевича.
Изначально Павел Северинец, Сергей Марцелев и Ирина Халип обвинялись в организации массовых беспорядков, максимальная санкция по данной статье Уголовного кодекса предусматривает до 15 лет лишения свободы. Однако в марте обвинение фигурантам по «делу 19 декабря» было переквалифицировано на статью «организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них», что грозило наказанием в виде лишения свободы до трех лет. В итоге Халип приговорена к двум годам лишения свободы с отсрочкой исполнения наказания на два года, Северинец – к трем годам ограничения свободы с направлением в учреждение открытого типа, Марцелев – к двум годам лишения свободы с испытательным сроком на два года. Все троих освободили из-под стражи в зале суда. Меру пресечения до момента вступления приговора в законную силу изменили на подписку о невыезде.
Появление Халип, Северинца и Марцелева ожидавшие их родственники, правозащитники, общественные деятели, журналисты встретили овациями. Однако особое внимание все же было приковано к Ирине Халип: 14 мая суд Партизанского района Минска вынес обвинительный приговор мужу Ирины, экс-кандидату в президенты Андрею Санникову – пять лет колонии усиленного режима. Кстати, приговор огласили в день рождения их сына Данника, которому исполнялось четыре года. Не потерявшая за минувшие пять месяцев злоключений ни привычной выдержки, ни самообладания, Ирина Халип сказала:
– До чего же мы дошли, если радуемся тому, что нас посадили не на 10 лет и не на 15, а мне дали, наконец, возможность гулять с моим ребенком. Лишив его, кстати говоря, отца. Меня больше беспокоит приговор моему мужу – пять лет. Я прекрасно понимаю, что мой муж не будет сидеть пять лет. Я прекрасно понимаю, что его осудили только для того, чтобы потом обменять на очередного Луиса Корвалана, то есть – на жратву и кредиты...
Последние месяцы Ирина Халип провела под домашним арестом. Ей не позволялось выходить на улицу и даже подходить к окнам, пользоваться телефонной связью и интернетом, читать прессу. Относительно того, почему власти столь жестко с ней обращались, Ирина имеет свою версию:
– Все это время я пыталась понять: почему, собственно, меня сначала держали в СИЗО, а потом – под домашним арестом, хотя, по логике вещей, зачем женщину с ребенком держать под замком? Но после заявления моего мужа, которое он сделал в суде, о том, что ему угрожали моей и Данькиной жизнью, я поняла: меня просто держали заложницей. И мужу говорили: твоя жена и ребенок в наших руках. Они без связи с миром, они ничего никому не могут сказать. Так что, я понимаю: все это время я была заложницей, да и все мы остаемся заложниками...
Халип, Северинец и Марцелев уже заявили, что будут обжаловать приговор, поскольку считают его незаконным. Кроме того, Ирина собирается написать письмо мужу, с которым не имела возможности общаться пять месяцев. И еще – сделать генеральную уборку в квартире: «Вызову профессиональную бригаду, чтобы духа кагэбэшного в моем доме не осталось». Напомним, что все это время в квартире Санниковых фактически жили сотрудники спецслужб, следившие за условиями исполнения Халип требований домашнего ареста. Вместе с тем, Ирина говорит, что понимает всю серьезность своего положения:
– Я хочу, чтобы вы понимали: отсрочка исполнения приговора – это не условное неприменение, как у Сергея Марцелева. Это значит, что через два года меня будут судить снова. И суд будет определять: можно ли сказать, что я встала на путь исправления, или же такого сказать нельзя. Можно ли меня назвать законопослушным человеком. Но кто в нашей стране сможет назвать оппозиционного журналиста законопослушным гражданином? Естественно, никто… Впрочем, я хочу сказать спасибо всем своим коллегам, которые все это время помогали моей семье, поддерживали нас добрым словом. Спасибо моим родителям, которым довелось столько вынести.
Выходя из зала суда, Ирина Халип сказала, что гордится своим мужем и считает его национальным героем. По ее словам, Вацлав Гавел в свое время был осужден на четыре года, но потом стал президентом. Так что, резюмировала Ирина, у Санникова избирательная кампания продолжается.