Интерес к Узбекистану во всем мире постоянно растет. За рубежом регулярно публикуются статьи, выходят в свет новые книги, посвященные изучению нашей страны. В частности, большой общественный резонанс вызвала изданная в прошлом году в Париже книга «Геополитика Узбекистана». В ней отражены история и современное развитие Узбекистана в период после обретения независимости, приведена подкрепленная статистическими данными обширная информация о поэтапном формировании в стране рыночной экономики, успешной реализации политических и социально-экономических реформ, ее интеграции в мировое сообщество. На днях автор книги - один из ведущих французских политологов, профессор университета «Pantheon-Assas Paris II» Жак Барра - в очередной раз побывал в Узбекистане, и корреспондент «УзА» обратилась к нему с просьбой рассказать об основных выводах, сделанных в этом научном труде.
- Очень рад вновь, уже четвертый раз за последние несколько лет, посетить вашу прекрасную страну, - сказал Ж.Барра. - В нынешний мой приезд я участвовал в ряде встреч, которые прошли в Сенате и Законодательной палате Олий Мажлиса, Институте стратегических и межрегиональных исследований при президенте Республики Узбекистан, Координационно-аналитическом центре внешнеполитических исследований. Мы обсудили с узбекскими специалистами много актуальных тем. В качестве эксперта я также принял участие в состоявшейся в Ташкенте 12-13 мая международной конференции «Навстречу 6-му Всемирному водному форуму - совместные действия в направлении водной безопасности». Кроме того, в университете мировой экономики и дипломатии был организован семинар по моей книге «Геополитика Узбекистана». Хочу отметить, что эта книга написана не только умом, но и сердцем. В работе над ней мне помогла искренняя и глубокая любовь к Узбекистану - стране, история и современные достижения которой заслуживают самого внимательного и заинтересованного изучения.
В прошлом Узбекистан дал миру немало талантливых поэтов и писателей, известных философов, математиков, астрономов, других ученых. Сегодня независимый Узбекистан - это образец государства, достойно преодолевшего все испытания переходного периода, этапа становления своей новой государственности, стабильно развивающегося и эффективно выстраивающего внешнеполитические отношения. Опыт вашей страны особенно ценен в условиях мирового финансово-экономического кризиса, то и дело вспыхивающих в разных регионах планеты очагов нестабильности и военных конфликтов, участившихся природных и техногенных катастроф.
Для того чтобы лучше понять вашу страну, необходимо обратить свой взгляд в глубь веков, к истокам ее богатой истории и культуры. Очень интересно было изучать, как формировался узбекский народ, от времен появления на этой территории ислама до «золотого века» Самарканда - периода правления Темуридов.
Неподдельный интерес во всем мире вызывает современный Узбекистан. Убежден, что использование другими развивающимися странами, в первую очередь на постсоветском пространстве, «узбекской модели» реформ, эффективность которой доказана временем, могло бы уберечь их от тех политических и социально-экономических катаклизмов, которые они сейчас переживают. Сегодня все больше государств убеждается в правильности пяти принципов развития, определенных Президентом Узбекистана Исламом Каримовым.
- Как во Франции воспринимают осуществляемые в Узбекистане меры по дальнейшему углублению демократических реформ?
- Опыт Узбекистана в строительстве правового демократического государства привлекает внимание международного сообщества. Ведь за 20 лет независимого развития Республика Узбекистан добилась таких результатов, для достижения которых развитым демократическим странам понадобились многие десятилетия.
Разработанная Президентом Исламом Каримовым Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране является глубоко продуманной, логически выстроенной и стратегически выверенной программой конкретных действий по дальнейшему углублению демократических процессов в Узбекистане.
Особо хотел бы подчеркнуть то большое внимание, которое в Узбекистане уделяют формированию и развитию институтов гражданского общества, реализации демократических реформ в этой сфере. Институты гражданского общества получают в стране свободное и независимое развитие, особенно такие традиционные органы самоуправления граждан, как махалли, которые играют важную роль в утверждении демократических ценностей. Чрезвычайно важно изучать этот опыт Узбекистана, где граждане постепенно, по мере повышения своего культурного уровня и освоения управленческих навыков, через институты гражданского общества берут на себя все больше функций государственной власти и переходят к самоуправлению.
Результаты осуществляемых в стране реформ по углублению демократических преобразований и формированию гражданского общества позволяют утверждать, что Узбекистан является сегодня самой продвинутой страной региона в этой сфере.
Безусловно, в течение всего нескольких лет невозможно создать демократическое правовое государство. Ни народ, ни государство не бывают готовы к подобного рода «шоковой терапии». Данный аспект необходимо учитывать при проведении демократических реформ в любой стране. В этой связи последовательная политика руководства Узбекистана по поэтапному переходу от сильного государства к сильному гражданскому обществу вызывает огромное уважение и одобрение. Хочу пожелать вашей стране больших успехов в реализации этой важнейшей задачи и дальнейшем укреплении национальной государственности.
- Потенциал любого государства определяется в том числе эффективностью проводимой им внешней политики. Как вы можете охарактеризовать внешнеполитическую деятельность Узбекистана?
- Ваша страна показывает пример разумной, конструктивной и прагматичной дипломатии. Несмотря на сложную и неоднозначную геополитическую среду, Узбекистан под руководством Президента Ислама Каримова успешно выстраивает собственную независимую внешнюю политику в регионе. Внешнеполитические принципы Узбекистана с уважением восприняты ведущими державами мира, давшими высокую оценку обдуманным и взвешенным решениям руководства вашей страны.
Во Франции очень внимательно относятся к инициативам Узбекистана в отношении афганского урегулирования, так как безопасность Европы непосредственно связана с достижением стабильности в Афганистане. Полностью поддерживаю мнение руководства Узбекистана о том, что решить афганскую проблему можно только невоенным путем. Все мы видим, что вариант силового воздействия на ситуацию в Афганистане ничего не дал. Боевые действия только усугубили проблемы этой многострадальной страны. Поскольку Узбекистан играет одну из ключевых ролей в обеспечении безопасности в регионе и восстановлении мира и стабильности в Афганистане, принятие мировым сообществом рациональных предложений вашего руководства может существенно продвинуть межафганское урегулирование. В Европе высоко оценивают содействие в восстановлении Афганистана, которое оказывает Узбекистан.
- Как на Западе оценивают позицию Узбекистана по рациональному и справедливому использованию водных ресурсов трансграничных рек Средней Азии?
- Сегодня дефицит воды перерос национальные и региональные рамки, стал действительно международной проблемой. Я полностью разделяю обеспокоенность Узбекистана возможными последствиями несогласованных действий отдельных государств региона в сфере водопользования. Строительство таких крупных объектов, как Рогунская ГЭС в Таджикистане, создаст угрозу для всех стран региона, обострит Аральский кризис, вызовет необратимые изменения в экосистемах и нарушит стабильное развитие государств Средней Азии. Об этом я говорил и на прошедшей недавно в Ташкенте международной конференции «Навстречу 6-му Всемирному водному форуму - совместные действия в направлении водной безопасности». В принятом на ней итоговом документе подчеркнута необходимость принятия и неукоснительного соблюдения всеми странами региона норм и принципов международного водного права, согласно которым водные ресурсы трансграничных рек на территории любого государства региона должны использоваться таким образом, чтобы не наносить ущерб другим государствам водотока.
Катастрофа в Японии вызвала большую тревогу во всем мире. Многие страны вынуждены принимать меры для предупреждения последствий возможных аналогичных катастроф. И это понятно. Если такое могло случиться в стране, предъявляющей самые высокие в мире требования к сейсмостойкости зданий, ни одно другое государство не может считать себя застрахованным от повторения случившегося в Японии.
На этом фоне заявления отдельных членов таджикского правительства о том, что технические параметры строительства Рогунской ГЭС не будут изменены даже после завершения экологической экспертизы этого объекта, выглядят просто кощунственными. Иначе как безумием не назовешь то, что высокопоставленное официальное лицо Таджикистана заранее, еще до оглашения результатов международной экспертизы, фактически отвергает ее выводы, тем самым ставя под сомнение ее компетенцию, игнорируя интересы соседних стран и поддержавшую их международную общественность, которая настояла на проведении объективного и всестороннего анализа проекта строительства ГЭС на трансграничном водотоке.
Правительство Таджикистана, преследующее коммерческие цели в отношении использования воды, должно считаться с интересами других народов региона, а не думать только об односторонней выгоде. Необходимо четко осознать, чем могут закончиться подобные непродуманные эксперименты.
Гидроэнергетические проекты, которые предполагается реализовать, давно устарели. В них не учтены высокая сейсмичность зоны предстоящего строительства - до 9 баллов по шкале Рихтера, происходящие здесь оползневые и селевые процессы. А ведь за последние 110 лет на этой территории было зарегистрировано более 20 сильных землетрясений. В мировой практике нет прецедентов строительства гигантских гидросооружений в таких зонах.
Серьезную угрозу для экосистем региона также представляет деятельность предприятия «Таджикская алюминиевая компания» (ТАЛКО), которое уже в течение 35 лет отравляет своими ядовитыми выбросами окружающую среду и губит здоровье людей, способствуя появлению различных респираторных, онкологических и других видов заболеваний. И это несмотря на то, что еще в 1994 году было подписано узбекско-таджикское межправительственное Соглашение о сотрудничестве в улучшении экологической обстановки в зоне отрицательного воздействия Таджикского алюминиевого завода. Однако многие из запланированных мероприятий не были выполнены. Наоборот, на ТАЛКО предусматриваются дальнейший рост объемов и расширение производства, а значит, увеличатся и выбросы вредных веществ.
В целом к строительству и организации работы крупных промышленных объектов нужно подходить очень внимательно, просчитывая все возможные последствия. В связи с этим проблемы, касающиеся воды и гидроэлектроэнергии в Средней Азии, чрезвычайно актуальны и должны рассматриваться с особой тщательностью.
Ни одна страна в мире не имеет права присваивать необходимый для жизни источник воды в ущерб своим соседям. Также ни одна страна не имеет права ставить под угрозу свое население и население соседних государств под предлогом реализации грандиозных, но опасных проектов - из-за непредсказуемости и трудности измерения капризов природы.
Объективно мыслящие европейские эксперты солидарны в безусловной поддержке позиции Узбекистана по использованию водных ресурсов трансграничных рек. Следует еще раз отметить, что руководство вашей страны твердо выступает за обязательное проведение международной экспертизы под эгидой ООН всех гидроэнергетических проектов на трансграничных реках. Поступать по-другому неразумно, потому что иначе под вопрос ставятся судьбы и интересы 50-миллионного населения, проживающего в регионе.
- Отдельная глава книги «Геополитика Узбекистана» посвящена экономике нашей страны. Прокомментируйте, пожалуйста, ваше видение достигнутых в этой сфере результатов и перспективы ее дальнейшего развития.
- Узбекистан с момента обретения независимости выбрал и реализует собственную, «узбекскую модель» развития. Именно благодаря неуклонному следованию по этому пути в стране с 1991 года сохраняется финансовая стабильность, продолжается устойчивый экономический рост, было успешно предотвращено негативное воздействие на национальную экономику глобального финансово-экономического кризиса, начавшегося в 2008 году.
Высокие темпы экономического роста - в пределах 8,5 процента - вывели Узбекистан в число мировых лидеров наряду с другими быстро развивающимися экономиками. Они создают основу устойчивого и поступательного развития узбекской экономики, постоянного повышения доходов населения.
Об уровне развития Узбекистана свидетельствует то, что в стране в последние пять лет обеспечен рост ВВП в среднем на восемь процентов. Это дает основание констатировать эффективность проводимой экономической политики. Наглядным подтверждением являются масштабные преобразования в основных секторах экономики, результаты социально-экономических реформ, реальный рост благосостояния населения.
Необходимо отметить, что главным приоритетом «узбекской модели» является социальная ориентированность экономики. В стране наблюдается постоянное повышение уровня жизни. Так, средняя продолжительность жизни с 1991 года выросла с 67 до 73 лет, а минимальная заработная плата увеличилась в 14 раз. В Узбекистане большое значение придается развитию образования и здравоохранения. Уровень государственных расходов на образование превышает аналогичный показатель многих стран - на эти цели государство ежегодно тратит 12 процентов ВВП, в то время как данный показатель в мире составляет в среднем 3-5 процентов. В сфере здравоохранения большое внимание уделяется вопросам охраны материнства и детства. В целом более половины средств Государственного бюджета направляется на социальные нужды, в частности, на здравоохранение и образование.
В том, насколько успешны реформы в сфере образования Узбекистана, я еще раз убедился, участвуя в семинаре, который прошел в университете мировой экономики и дипломатии. Я очень вдохновлен вашей молодежью - умной, целеустремленной, хорошо знающей историю своего народа и глубоко понимающей суть проводимой сегодня в стране политики, разносторонне образованной, свободно владеющей иностранными языками. Имея такую молодежь, страна может быть уверена в своем завтрашнем дне.
Республика Узбекистан благодаря реализации собственной модели развития добилась огромных успехов. Наглядные результаты политики поэтапных реформ, осуществляемой Президентом Исламом Каримовым, подтверждают правильность выбранного пути, и Узбекистан уверенно смотрит в будущее, последовательно углубляя преобразования во всех сферах жизни.
- Один из разделов вашей книги посвящен туристической отрасли Узбекистана. Каково ваше мнение о ее потенциале?
- Узбекистан обладает туристическими объектами мирового значения, располагаясь на перекрестке дорог древнего маршрута - Великого шелкового пути. С давних времен он служил своеобразным мостом между Востоком и Западом, здесь осуществлялся обмен не только товарами, но и богатством разных культур, обычаев, традиций. Это привело к формированию в современном Узбекистане уникального синтеза различных культур и философий. Сегодня в стране в мире и согласии живут представители многих национальностей, религий и конфессий.
Исторические памятники Самарканда, Бухары, Хивы и других древних городов Узбекистана поражают своей неповторимостью и изяществом. Бережно сохраняющиеся здесь великолепные творения прошлого являются достоянием мировой цивилизации. Сегодня весь мир имеет возможность наслаждаться их величием и красотой. И надо отдать должное руководству вашей страны, которое уделяет большое внимание сохранению богатого наследия предков, в том числе уникального прикладного искусства. Нам следует перенимать опыт Узбекистана и в данной сфере.
Интересные и насыщенные встречи с представителями разных структур, с молодежью вашей страны в ходе моего приезда в Узбекистан позволили мне собрать новую информацию, которая ярко свидетельствует о масштабности и многогранности процесса углубления демократических преобразований в Узбекистане. Узбекистан уверенно следует по своему пути и добивается все более огромных успехов в государственном, общественном и экономическом строительстве на основе принципов демократии. Хочу еще раз подчеркнуть, что ваши достижения на этом пути являются примером для многих стран мира, стремящихся к прогрессу. Надеюсь, что мои исследования, которые я буду продолжать, внесут вклад в развитие искреннего и теплого сотрудничества, установившегося между Узбекистаном и Францией.