Во время доклада премьера Михаила Мясниковича Александр Лукашенко сообщил, что Россия готова предоставить Белоруссии кредитную поддержку более 6 млрд. долларов. Об этом сообщили агентству «Интерфакс-Запад» в президентской пресс-службе. Агентство цитирует слова главы государства: «Я только что говорил с президентом России ... Он позвонил мне. У нас идут переговоры с Российской Федерацией о предоставлении стабилизационного кредита на поддержание курса белорусского рубля. Во всех переговорах они готовы к тому, чтобы срочно, если это нужно, и несрочно, если это нам не нужно, отреагировать на это. И это примерно $ 3,1 млрд., если мы, конечно, будем подписывать с ними соответствующее соглашение «, - сказал А. Лукашенко. «Все уже практически сделано, и Беларусь может получить этот кредит», - заявили в президентской пресс-службе. Кроме того А. Лукашенко отметил: «Примерно $ 3 млрд. – это будущие продажы наших товаров. Нас готовы прокредитовать. Вместе получается 6 с лишним млрд. долларов – этого достаточно в этом году не только для стабилизации, но и для того, чтобы иметь солидные золотовалютные резервы».
Комментарий Юрия Дракохруста:
- Разумеется, нельзя полностью исключать возможности чудодейственного появления такого большого спасательного кредита от России, достаточно вспомнить крутой поворот в двусторонних отношениях, который состоялся в декабре прошлого года. Однако ряд факторов и аналогий не позволяют отбрасывать и версию, согласно которой заявление белорусского президента - не более чем пиар, попытка успокоить общественное мнение.
На прошлой неделе министр финансов России Алексей Кудрин заявил, что Белоруссия в этом году получит не 3 миллиарда долларов, о которых просила, а только один миллиард. Кудрин отметил, что Россия может предоставить Белоруссии и в течение двух последующих лет еще по миллиарду долларов. В сумме получаться как раз 3 миллиарда, но в течение 3 лет. Возможно, эти деньги Лукашенко и имел в виду – это и впрямь та цифра, которую он назвал. Но рассрочку на 3 года трудно назвать срочной помощью. Если речь идет именно об этой схеме, то это хорошая мина при плохой игре: Россия отказала в 3 миллиардах в этом году и предоставляет их в течение 3 лет, которые еще надо прожить. Если речь идет о чем-то другом, о том, что президент Медведев вдруг дезавуировал министра финансов и продемонстрировал гораздо большую щедрость, то здесь вопросов еще больше. Россия, разумеется, не образец демократии, но и не та страна, где вождь может лично давать деньги с царского плеча. Россией управляет тандем президента и премьера, отношения которых сейчас непростые. Министр финансов – человек премьера Путина. Стоит вспомнить, как в свое время в интервью польскому телевидению Лукашенко с сарказмом задавал риторический вопрос – а разве не Путин президент России?
Можно спорить, насколько был уместным такой сарказм, но сюжет, согласно которому президент вопреки публичной заявлении правительства вдруг находит 3 миллиарда долларов для дорогого союзник точно не согласуется с тем, что известно про российскую систему власти. Что касается еще трех миллиардов, упомянутых Лукашенко, то их природа еще менее понятна. Можно вспомнить, как в свое время говорилось, что Китай предоставляет Белоруссии аж 15 миллиардов долларов по примерно такой же товарно-денежной схеме. На фоне таких сумм зачем, казалось бы, те российские копеечки? Но выяснилось, что, по-видимому, кто-то что-то не так понял, о бесчисленных китайских миллиардах никто уже не вспоминает.
Ну, и наконец, в сообщении российского агентства РИА Новости факт разговора президентов подтвержден, но про кредитную поддержку – ни слова. «Президент России Дмитрий Медведев обсудил по телефону с президентом Белоруссии Александром Лукашенко вопросы интеграционного сотрудничества в рамках Таможенного союза ЕврАзЭС и Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана», – сообщает пресс-служба Кремля. Главы государств также обменялись мнениями по ключевым темам двусторонней повестки дня. Обмен мнениями – это не твердое обещание дать 6 миллиардов долларов. Правда, нельзя исключать, что белорусская сторона в лице президента пошла на существенные уступки по всем, или по некоторым, сюжетам, которые интересовали российскую сторону – «Белтрансгаз», МАЗ, калийные предприятия, приватизация, введение российского рубля в Белоруссии. Тогда такая московская ласка выглядит более вероятной и обоснованной, по меньшей мере тогда становится понятным звонок российского президента, который в последнее время редко общался с белорусским коллегой.
Наверное, большая ясность появится через несколько дней, во время визита в Минск российского премьера Путина.
Перевод: Светлана Тиванова