Какая связь между словами «дача», «газ» и «европейская интеграция»? Оказывается, прямая, если речь заходит об экономическом и политическом диалоге двух стран: России и Украины.
В среду президент Российской Федерации Дмитрий Медведев провел масштабную пресс-конференцию, на которой среди прочих ответил на несколько вопросов, касающихся отношений с Украиной. «Газовый вопрос» в межгосударственном сотрудничестве двух соседних стран занимает особое место, и, по словам Дмитрия Медведева, относится к «экономической теме, хотя последствия для Украины и для России тоже имеют широкомасштабный характер».
Дачные газовые договоренности
Впервые стали известны подробности, при которых готовились «харьковские газовые соглашения», позволившие в апреле прошлого года сбросить цену на российский газ для Украины на сто долларов за тысячу кубометров «голубого топлива». Россия взамен получила возможность продлить до 2042 года пребывание Черноморского флота в Крыму.
«Сами договоренности – это такая тема, которая, конечно, проходит целые стадии согласований, процесс притирки. Идея, естественно, в какой-то момент рождается, потом даются поручения помощникам, министрам иностранных дел. Так было и в этом случае. Мы это придумали с президентом Януковичем. Если вас интересует где, могу даже сказать где: сидя у меня на даче. Но это не значит, что эти соглашения являются кулуарными», – отметил президент России Дмитрий Медведев.
Спустя год после «харьковских соглашений», как утверждает президент России, в вопросе цены на газ для Украины «нет упертой позиции»: «То есть, иными словами, здесь нет упертой позиции, что только такая цена, и все, – предложите то, что вы считаете правильным, и мы будем готовы рассмотреть эти варианты», – сказал президент России Дмитрий Медведев.
Он напомнил о том, что цены на газ формируются по известным экономическим законам. И сегодня нет повода отказываться от них. Официальный Киев, начиная с декабря 2010, все чаще и чаще заявляет о том, что хотел бы пересмотреть не только нынешние цены на газ, но и формулу, по которой рассчитывается его цена.
И, кажется, президент России не исключает такой возможности: «Но это не значит, что мы не должны выстраивать планов на будущее и не смотреть, допустим, на возможности использования различного рода интересных экономических проектов, которые, будучи реализованы, допустим, у нас или у вас, будут смягчать эту ситуацию», – подчеркнул Дмитрий Медведев.
По словам руководителя энергетических программ центра «Номос» Михаила Гончара, подобные слова из России в адрес Украины о «различных интересных экономических проектах» звучали и раньше. Михаил Гончар говорит Русской службе «Голоса Америки», что Россию все еще интересует возможность слияния государственных газовых монополистов – РАО «Газпром» и НАК «Нафтогаз».
Аналитик утверждает, что именно эта сделка может казаться Москве «интересным предложением». Хотя для Киева это не больше, чем новый проигрышный аналог «харьковских соглашений». «А то, что президент России не исключил возможности переговоров по «газовым вопросам», еще не означает, что они будут решены в пользу украинской стороны. Подписав «харьковские соглашения», Украина потеряла рычаги воздействия на ситуацию. Российская сторона пользуется этим, а украинская от безысходности рискует снова наступить на те же грабли», – отмечает Михаил Гончар.
По его словам, на российской стороне главное преимущество в «газовом вопросе» – время и взлетевшие цены на нефть, к которым привязана формула расчета цены на газ для Украины.
Стулья и Таможенный союз
Еще один ответ президента России Дмитрия Медведева касался геополитического выбора Украины: «Единственное, что я могу сказать абсолютно точно, что если Украина, например, выберет европейский вектор, то ей, конечно, будет труднее находить, например, какие-то развязки в рамках Единого экономического пространства и Таможенного союза, в котором принимает участие Россия, Казахстан и Белоруссия, потому что это другое интеграционное объединение. Нельзя быть везде: или там, или там. Это должны понимать все, в том числе и мои украинские друзья и коллеги: нельзя сидеть на двух стульях, нужно делать какой-то выбор», – подчеркнул Дмитрий Медведев.
По мнению ведущего политического эксперта института Евро-атлантического сотрудничества Владимира Горбача, в интересах Украины развивать отношения и с Европейским Союзом, и бывшими советскими республиками. «Я не вижу тут дилеммы «или – или». Но в чем Дмитрий Медведев прав, так это в том, что нельзя быть полноправным членом Таможенного союза и зоны свободной торговли (ЗСТ) с Евросоюзом», – говорит Владимир Горбач Русской службе «Голоса Америки». Именно поэтому, подчеркивает он, Украина предложила евразийским коллегам новую формулу сотрудничества с Таможенным союзом – «3+1».
«Кажется, это достаточно хитрая украинская позиция, – утверждает Владимир Горбач, – но ее не удастся воплотить на данном этапе. Поскольку сейчас интересы и России, и евразийского Таможенного союза, а также интересы Украины, ее членство в ЗСТ с ЕС – два конкурирующих проекта. И пока этот вопрос не решен, мы будем слышать заявления о двух стульях, на которых нельзя усидеть».
Владимир Горбач отмечает, что подобная риторика из Кремля уже однажды звучала в адрес прибалтийских республик: «Когда бывшие советские балтийские республики заявляли о вступлении в НАТО и ЕС, тогда тоже были демарши со стороны Российской Федерации, заявления об энергетическом эмбарго. Поэтому я думаю, что сейчас имеет место нагнетание ситуации и попытка влияния на Украину со стороны российского премьер-министра, поскольку раньше это была его идея – предлагать нам «экономическую удавку» в виде Таможенного союза».
Он говорит, что Кремль изменит свою риторику после того, как Украина создаст ЗСТ с Евросоюзом. По мнению Владимира Горбача, при оптимистическом сценарии, все документы о создании зоны свободной торговли могут быть ратифицированы уже в декабре этого года.
Наличие выбора при его отсутствии
По словам украинского политолога Дмитрия Выдрина, геополитический выбор Украины уже давно определен. «Проблема для нас не в том, чтобы усесться между двумя стульями. А проблема в том, чтобы были эти два стула. А пока есть только один стул – его можно по-разному называть, но в целом значение у него одно: европейские ценности, защита прав человека по-европейски, европейская правовая система, европейское цивилизационное предложение. Я поборник хороших отношений с Россией, но встречаясь с коллегами, в том числе и из Государственной Думы, спрашиваю их: когда же вы сделаете нам цивилизационное предложение? Цена на газ – это не цивилизационное предложение, цена на нефть – тоже нет», – говорит политолог Дмитрий Выдрин Русской службе «Голоса Америки».
Он подчеркивает, что Россия могла бы масштабно развивать с Украиной проекты совместной борьбы с коррупцией, в области защиты прав человека… «Но почему-то украинские коррупционеры прячутся в России, и российские коррупционеры иногда прячутся в Украине. И поэтому, «стул» явно пока один», – подчеркивает Дмитрий Выдрин.