Минск — Министр финансов России манит Белоруссию обещанием предоставить долг в 3 миллиарда долларов. В четверг он заявил, что решение этого вопроса зависит в свою очередь от решения Белоруссии, страдающей от тяжелого кризиса, продать некоторую ценную государственную собственность.
Белоруссия переживает серьезный экономический спад, резервы твердой валюты упали на 20% за первые пять месяцев этого года и теперь составляют менее четырех миллиардов долларов, основные продукты питания пропадают с прилавков магазинов. В прошлом месяце были введены торговые ограничения на валютные операции и на формирование курса белорусского рубля, что привело к 300%-ой дефляции по отношению к доллару США.
На встрече глав государств бывшего Советского Союза, прошедшей в четверг в столице Белоруссии Минске, российский министр финансов Алексей Кудрин объявил, что Россия решит в начале следующего месяца, предоставлять ли Белоруссии на три года долг в 3 миллиарда долларов.
«У нас есть одно условие, − сказал Кудрин, − чтобы в течение трех лет была проведена определенная приватизация». Многие считают, что Россия старается заработать за счет уязвимого положения Белоруссии, в том числе стремясь получить крупные доли в ее энергетическом секторе, в таких компаниях, как государственный трубопровод «Белтрансгаз», через который газ идет по Белоруссии и дальше в Европу.
Кудрин заметил, что разговор о «Белтрансгазе» неизбежен, и метнул в сторону Белоруссии завуалированное предупреждение, что она находится не в той позиции, чтобы отказываться от российского предложения. По словам Кудрина, если Белоруссии не удастся выручить с продажи акций своих компаний хотя бы 9 миллиардов долларов, то ей придется обращаться в Международный валютный фонд, чьи условия для нее слишком жестки.
По словам независимых аналитиков, для того, чтобы спасти свою экономику, Белоруссии отчаянно необходимо изыскать хотя бы 8 миллиардов долларов.
«Власти должны признать, что в политике последних лет были изъяны», − комментирует Станислав Богданович, бывший руководитель белорусского Центробанка.
В прошлом месяце власти разрешили банкам продавать и покупать белорусский рубль по курсу, определяемому в открытых торгах.
Первой реакцией банков было поднятие курса американского доллара для розничных сделок на 30%, с 3 000 до 4 000 белорусских рублей за американский доллар. С тех пор курс поднялся еще больше, до 8 000 рублей за доллар и в пункты обмена валюты выстроились огромные очереди граждан, отчаянно надеющихся успеть выжать хоть что-то из стремительного падения курса их родного рубля.
В Белоруссии действовали разные обменные курсы, в зависимости от оператора – меняет ли валюту банк, частное лицо или государственная компания, скупающая иностранную валюту. Иногда разница между курсами достигала 30%.
Большую часть времени из 17 лет, проведенных во главе государства, президент Александр Лукашенко в экономических вопросах полагался на Россию, своего главного спонсора и союзника, и благодаря ей поддерживал в стране «советскую» экономику, пользуясь при этом российской поддержкой как некой социальной гарантией, залогом своей популярности.
Но недавно поток российских субсидий усох, и Москва теперь старается заполучить контроль над самым ценным, что есть в Белоруссии – над нефтеперерабатывающим производством и химическими заводами – в обмен на предоставление новых кредитов.