Московский патриархат ищет способы распространить свое влияние и на побережье Средиземного моря. 19 мая ему удалось одержать победу в важном сражении: апелляционный суд Экс-ан-Прованса посчитал, что Российская Федерация является собственником православного Николаевского собора в Ницце и всего находящегося в нем имущества.
В последние несколько лет на Лазурном береге, любимом месте отдыха для многих россиян, развернулась настоящая битва за эти религиозные сооружения.
Великолепный собор в Ницце, который в настоящий момент находится под защитой Константинопольского патриархата, стал главным символом церковных войн. В Москве приняли решение о том, что Николаевский собор, который был возведен на деньги царской семьи еще в XIX веке, должен вернуться под их крыло.
Все началось в 2007 году, когда уполномоченные Россией исполнители начали инвентаризацию имущества собора, что вызвало гнев управлявшего им приходского совета. Затем дело приняло еще более неприятный оборот, когда Москва просто-напросто потребовала вернуть это здание в свою собственность на основании того, что 99-летний договор на аренду, который был подписан с местной ассоциацией, истек в 2008 году.
«Этот договор действительно существует, но за это время произошли беспрецедентные исторические изменения, - напоминает священник Николаевского собора Жан Гейт (Jean Gueit). - Соглашение было подписано царской империей, однако советский режим разорвал все связи с этой властью, в результате чего мы имеем приобретательную давность».
Местный суд признал правоту России в первой инстанции, но приходской совет решил подать апелляцию. «Это решение суда чисто политическое, с его помощью французские власти хотят угодить России, - метал громы и молнии Жан Гейт. - Здесь существует группа из семи-восьми человек, агентов Москвы, которые пытаются разделить наш приход».
По словам посла России во Франции, эти трения в Ницце являются результатом действий «небольшой группы лиц, которые боятся потерять свое имущество. Тем не менее, большинство людей хочет возвращения Московского патриархата».
Борьба обещает быть непростой. «Они хотят нас прогнать, но мы не тронемся с места, - подчеркнул Жан Гейт. - Я отвечаю за собор перед Константинополем и никогда не покину это место, если только меня не уведут силой. Я уйду отсюда только по распоряжению моего епископа».
Мафия
Похожая ситуация сложилась и в Каннах после начатого в 2007 году сближения местной православной церкви с Московским патриархатом.
Главный инициатор этого объединения епископ Владимир Прокофьев также занимал пост президента культурной ассоциации православной церкви города. В ноябре прошлого года его обвинили в расхищении более 400 000 евро из средств, которые предоставил известный мафиозный миллионер Леоид Билунов. Этот человек живет в Каннах уже несколько лет и никогда не скрывал желания вернуть церковь в лоно Московского патриархата. Кроме того, он открыто говорил и о связях с Кремлем.
«Путин услышал о церкви в Каннах и распорядился сделать мне поблажки. Сегодня мы, наконец можем сказать, что это русская церковь», - рассказал Леонид Билунов в вышедшем в 2010 году фильме об организованной преступности «Бандитская честь» (L’honneur des brigands) Игоря Хансена-Лава (Igor Hansen-Love).
Такая близость с российской мафией вызвала раскол в приходском обществе, но не помешала Московскому патриархату расширить свое влияние. Отец Макисм Масалитин, на плечи которого легло восстановление порядка в приходе после отставки Прокофьева, напомнил верующим, что курс на объединение с Россией не обсуждается.