Объединяющее 118 стран Движение неприсоединения сохраняет за собой роль форума, отстаивающего интересы развивающегося мира, хотя многие сомневаются в том, что по окончании холодной войны оно не утратило актуальность.
Члены движения, отмечающего свою 50-летнюю годовщину, намерены совместно выступить и потребовать независимости для Палестины, реформы ООН и других международных организаций, которая увеличила бы роль в них развивающегося мира, а также большего доступа к ресурсам для бедных. Сейчас блок оценивает свое положение в новом однополярном мире с американским преобладанием, сменившем биполярный мир.
В понедельник начинается четырехдневная встреча чиновников и дипломатов из стран движения.
Хасан Клейб (Hasan Kleib), высокопоставленный дипломат, представляющий Индонезию в ООН в Нью-Йорке, лучше многих представляет себе, насколько влиятельным может быть Движение неприсоединения, если его страны по какому-либо вопросу выступают единым фронтом.
«Если у меня есть бумага, в которой изложена позиция движения, крупные игроки, такие как США и Евросоюз, вынуждены это учитывать, так как, когда дело доходит до голосования, невозможно победить 118 стран».
Движение неприсоединения по-прежнему остается эффективным средством для политического давления и привлечения союзников ради защиты бедных стран, считает Хасан.
Западные СМИ, а также чиновники и аналитики из стран самого движения, не раз задавались вопросом о том, актуальна ли еще эта организация, созданная в 1961 году – в разгар холодной войны.
Она была основана в Белграде. У ее истоков стояли президент Югославии Иосип Броз Тито, премьер-министр Индии Джавахарлал Неру, второй президент Египта Гамаль Абдель Насер, первый президент Ганы Кваме Нкрума и первый президент Индонезии Сукарно. Эти пять лидеров считали, что во время холодной войны развивающийся мир должен следовать средним курсом, не присоединяясь ни к восточному блоку, ни к западному.
Скептики уже 20 лет подряд твердят, что после того, как в 1991 году распался Советский Союз, рухнул биполярный миропорядок и США стали единственной сверхдержавой, движение больше не нужно.
«Сейчас неприсоединение означает независимую позицию, которую занимают развивающиеся страны в борьбе за свои интересы», - полагает Суну Соемармо (Sunu M. Soemarmo), директор департамента по социальным и культурным вопросам министерства иностранных дел Индонезии.
На предстоящей встрече движения, делегаты примут специальную декларацию в честь годовщины организации, объединившей страны, которые не считали себя союзниками ни Америки, ни СССР.
По словам Суну, сейчас проблема состоит в том, чтобы выработать общую позицию в интересах развивающегося мира и совместно выступить по вопросам, вызывающим общее беспокойство. Он считает, что трудность с движением в том, что в эту всеобъемлющую политическую организацию входят самые разные страны – от Индонезии и Белоруссии до Китая и Сингапура, мнения которых по таким вопросам, как ядерное нераспространение или права человека, зачастую сильно расходятся.
В ходе мероприятия в Движение неприсоединения вступят еще две новых страны – Фиджи и Азербайджан.