Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Поехал к елбасы

Визит Лукашенко к Назарбаеву в Казахстан может оказаться не совсем обычным.

© РИА НовостиВизит Лукашенко к Назарбаеву в Казахстан
Визит Лукашенко к Назарбаеву в Казахстан
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Казахстан входит в число важных торговых партнеров Белоруссии. Обе страны объединены советским культурным и технологическим наследием, имеют хорошее представление друг о друге. Двустороннее взаимодействие дополняется взаимодействием в рамках различных постсоветских объединений. Правда, в последнее время показатели эффективности отношений с белорусской точки зрения ухудшились.

Постсоветская дружба: деньги и идеи

Казахстан входит в число важных торговых партнеров Белоруссии. Обе страны объединены советским культурным и технологическим наследием, имеют хорошее представление друг о друге. Двустороннее взаимодействие дополняется взаимодействием в рамках различных постсоветских объединений. Правда, в последнее время показатели эффективности отношений с белорусской точки зрения ухудшились. В прошлом году объем товарооборота достиг 867 миллионов долларов – почти вдвое больше чем с Литвой! Вместе с тем более чем втрое сократилось положительное сальдо. То есть казахский импорт в Белоруссию вырос на много больше, чем белорусский экспорт. Белорусский рынок меньше казахского и объективно увеличить здесь продажи казахам труднее, чем белорусам в Казахстане. По инвестициям дело выглядит еще более однозначно – за 2010 из Казахстана привлечен 1 миллион долларов прямых инвестиций, тогда как Белоруссия вложила в Казахстан 41,8 миллиона.

Дело не только в деньгах. Политически Казахстан – один из самых близких белорусскому режиму, а казахстанская модель явно нравится Лукашенко. Назарбаева действительно давно уже оставили в покое, а западная критика в его адрес ограничивается статьями в СМИ и академическими дискуссиями. Он добился даже председательства в ОБСЕ в 2010 г. При этом на родине он присвоил себе титул елбасы – «вождя нации». Назарбаевский Казахстан и лукашенковская Белоруссия – однотипные режимы, только первому повезло оказаться географически дальше от Европы, тогда как второй оказался бельмом на ее глазу. Поэтому мечта Лукашенко как раз бы и стать «европейским Назарбаевым».

Когда-то узбекский президент Каримов вместе с Назарбаевым насмехались над белорусским правителем на постсоветских саммитах за его «коммунизм» и «советскость», но позже отношения между Лукашенко и Назарбаевым наладились. Свидетельством тому стали и такие мелкие услуги со стороны белорусского лидера, как принятие в Минске свергнутого киргизского президента Бакиева, благодаря чему в прошлом году казахский правитель решил острую для себя проблему.

Поиски спасения от Москвы?

Казахская экономика укрепилась после распада СССР, став наряду с Россией притягательным местом для поисков работы для всей Средней Азии. Страна пытается активно работать не только в регионе, но и вне его (в ЕС и Китае), имеет серьезный вес в постсоветской политике, да – в нашем случае самое главное – тесно взаимодействует с Россией. Во взаимодействии с Москвой Назарбаев может быть настолько же полезным Лукашенко как и украинское руководство. Одна из важнейших задач внешней политики Белоруссии, как средней по размерам европейской страны, состоит в том, чтобы компенсировать дисбаланс в отношениях с намного превышающими ее по параметрам и мощности государствами, прежде всего с Россией. Обычной стратегией для такого выравнивания веса является, во-первых, опора меньших государств на правовые рамки, апелляция к международному праву. То есть, если нельзя победить гиганта, нужно опутать его юридическими нормами. Вторым компонентом такой стратегии является «интернационализация» вопросов двусторонних отношений с диспропропорционально большими странами. Например, использование в отношениях с большими государствами структур международных организаций, либо союзов с другими государствами.

Белоруссия, оказавшись теперь фактически в руках Кремля, пытается связать ему руки путем маневров на постсоветском пространстве. Конечно, через СНГ тут сделаешь немного, а вот в игре в паре с Казахстаном и использование формальных рамок Единого экономического пространства, Таможенного союза и ОДКБ Лукашенко как раз может надеяться на определенную льготу. Когда-то раньше он устранял этот дисбаланс, разбивая российскую государственную мощь через сепаратные переговоры с российскими региональными руководителями, и добился в том временного, но заметного успеха.

Нынешняя игра выглядит куда более сложной, потому что очень уж разнятся интересы казахской экономики, основанной на продаже сырья, и белорусского индустриализированного хозяйства. В любом случае именно вопросы покровительства Назарбаева перед Москвой и белорусско-казахское взаимодействие и будут играть особо важную роль на переговорах в Астане во время этого визита, вежливо прикрытые безобидными вопросами торгово-экономического сотрудничества.

Вопрос кредитования – самый актуальный для белорусского руководства. Правда, несмотря на несомненную состоятельность Казахстана, значительно помочь деньгами Минску он не в состоянии. Проблема Белоруссии сейчас может быть решена лишь считанными крупными государствами (Россией или ЕС) и международными организациями (как то МВФ). Казахстан в их число не входит – масштаб не тот. Впрочем, Назарбаев может быть полезным и для этих целей. Как когда-то Ющенко и Саакашвили пытались помочь Лукашенко знавязать контакты с Западом, так сейчас есть смысл просить об этом и Назарбаева, который сумел договориться с Западом, несмотря на очевидно большую репрессивность его режима. Круг внешнеполитических и экономических связей Белоруссии не только остается относительно небольшим, но и продолжает сужаться. Поэтому попытки маневрировать могут дать лишь скромные плоды, так как фигур на шахматной доске в игре, которую ведет белорусское руководство, осталось немного. Более того, сам белорусский правитель также рискует стать через какое-то время уже не игроком, а фигурой в российской игре.

Перевод: Светлана Тиванова