Все знают, за все надо платить. И российский премьер Путин, который недавно посетил Белоруссию, дал это ясно понять белорусскому руководству. Он приехал якобы по текущим делам постсоветском пространстве, которое сейчас имеет множество формирований, от СНГ до Таможенного союза. А ждали российского премьера не меньше, чем как бедные родственники ждут богатого дядю. Да и не удивительно. У дяди деньги есть. Есть нефть, газ, золото... Впрочем, золото, если верить официальным заявлениям, и у нас самих хватает. Золотовалютный запас страны как будто еще почти что нетронут. Только на поддержание рубля его пускать, с точки зрения сегодняшней власти, недопустимое расточительство.
Интересно, зачем тогда он вообще нужен, если его никуда не пускают. Золото, само по себе, для жизни человека продукт не обязательный. Его не съешь, не выпьешь, а если и оденет, то оно не особо греет. Разве только душу. Или если точнее, то греет не всю душу, а только такие ее качества как самоудовлетворение и гордыню. Да и то не всем.
Для экономики, если верить школьной программе, золото тоже вещь не в первую очередь нужная. Еще Александр Пушкин, которого в белорусских школах заставляют заучивать даже двоечникам, в «Евгении Онегине», восхищаясь своим героем, писал:
... То есть умело судить о том
Как государство богатеет
И чем живет, и почему
Не нужно золото ему
Когда простой продукт имеет.
Вот разве все дело в том «простом продукте» (жаль, что не все в школе поэзией восхищались). Три миллиарда Путин пообещал. Даже не из российского бюджета, а из кармана ЕврАзЭС. Это еще одно постсоветское формирование. Якобы общее, но всем понятно, кто там главный. Главный решил деньги взять и дать. Но что захотел взамен? Вот в чем вопрос! Раньше, когда он еще был президентом, хотел всю Белоруссию целиком или по частям. Сейчас хочет разве что именно «простой продукт» в виде МАЗа, «Белтрансгаза», да еще какого-нибудь «аза». А потом, как снова станет президентом, сможет вернуться к прежним предложениям.
Белорусское правительство получение кредита представляет как величайшее достижение не только отечественной дипломатии, но и экономики. Или если точнее, отечественной экономической модели. Она преподносится как лучшая, только имеет один мелкий недостаток - эта модель постоянно требует финансовых вливаний извне. Поэтому и возникает вопрос приватизации, которая нужна в таких условиях разве что только России. И только российские олигархические круги получат от этого бонус. А без выполнения российских условий, трехмиллиардный транш может остановиться в любую минуту. Поэтому лучшая экономическая модель будет принимать любые условия. Что поделаешь, деньги нужны.
Правда, их, деньги, можно взять не только на Востоке. Запад тоже готов давать, и давал. И если верить высказываниям высокопоставленных белорусских чиновников, то делал это еще выгоднее, чем Россия. Мало того, Евросоюз бесплатно подключает проверенных в финансовых делах специалистов, и дает советы о том, что нужно исправить в лучшей экономической модели, чтобы она стала просто хорошей и могла функционировать без систематических долгов. Казалось бы, чего больше надо. Бери, и пользуйся.
К сожалению, это стало невозможным по той банальной причине, что он, Евросоюз, условия ставит совсем не такие, как восточная соседка. Западу не нужна наша страна ни частями, ни целиком. Ему нужно, чтобы в этой стране политзаключенных не было. Для начала. Ну и потом пара-тройка требований. Отчасти, о правах человека. Интересно, от чего быстрее сегодняшняя власть откажется, от имущества, или от «идеологии»? Ведь «судный день» в Белоруссии продолжается уже почти полгода и сделан только один небольшой перерыв. По официальной версии из-за болезни судьи. Воспользовавшись этим перерывом, глава российского МИД Лавров очень дипломатично объяснил западным коллегам, почему Россия, которая якобы тоже озабочена состоянием демократии в Белоруссии, должен дать эти три миллиарда. Таким образом, все формальности соблюдены. Может через какое-то время в обменниках даже появится валюта. Только вот чем придется за это платить, покажет время.
Перевод Светлана Тиванова