Москва - Брат покойного сербского президента Слободана Милошевича осудил арест бывшего боевого командира боснийских сербов Ратко Младича, заявив, что все стороны «виновны и невиновны одновременно в той гражданской войне».
Борислав Милошевич, бывший посол Сербии в России, нашел себе (в переносном смысле) уютный дом в Москве, где его очень тепло принимают, при том, что Москва традиционно поддерживала Сербию в ее противостоянии с Западом.
Но Россия спокойно отреагировала на арест Младича в четверг. Его обвиняют в геноциде и военных преступлениях, включая резню 1995 года, когда в Сребренице были убиты около восьми тысяч мусульман - мужчин, подростков и детей мужского пола.
Российское министерство иностранных дел в своей реакции в пятницу ограничилось заявлением о том, что Россия надеется на справедливый и честный суд над Младичем в Трибунале ООН по военным преступлениям. Специальный представитель министерства по правам человека Константин Долгов добавил, что суд над Младичем не должен использовать для оправдания продления срока работы трибунала.
Россия обвиняла трибунал в Гааге в осуществлении избирательного правосудия в преследовании сербов и критиковала его за медлительность и неэффекивность.
«Есть сомнения в том, что суд над Младичем в Трибунале ООН по военным преступлениям в Гааге будет на сто процентов объективным и справедливым», - заявил журналистам в четверг Константин Косачев, который возглавляет комитет Госдумы по международным отношениям.
В то же самое время у Косачева не нашлось теплых слов для Младича, он отметил, что того обвиняют в «ужасных преступлениях, которые привели к массовым смертям».
Россия выступала категорически против воздушных ударов НАТО по Сербии в 1999 году во время конфликта вокруг Косово и поддерживала Белград в непризнании независимости его бывшей подконтрольной области. Критика Кремля, однако, подпитывалась в том числе и другими спорами в отношениях с Западом, а не столько сильными чувствами по отношению к Сербии.
Российские националисты и сторонники жесткой линии, которые выступали поборниками сербского вопроса со времен балканских войн 1990-х, осудили сербское правительство за арест Младича. Но у них нет никакого влияния в сегодняшней России, и контролируемые государством телевизионные каналы преподнесли арест в совершенно прямой и спокойной манере. Реакция Борислава Милошевича, брат которого тоже был обвинен в военных преступлениях, была более эмоциональной.
«Это действительно плохо и унизительно», - заявил он вечером в четверг Associated Press. «Передавать его в Гаагу - это позор и унижение».
Защищая Младича, он воспользовался аргументом, что все стороны конфликта совершали преступления.
«Во-первых, это в интересах сербского народа - выяснить правду о Сребренице», - заявил Милошевич. «Сейчас они говорят, что там были убиты восемь тысяч мусульман. Но сколько сербских деревень были уничтожены в этом районе?»
«Это была гражданская война», - добавил он. «Все на гражданской войне одновременно виновны и невиновны».
Слободан Милошевич умер в свое камере в Гааге, не дожив до вынесения ему приговора этим судом, который до того длился уже пять лет.