Легендарный канадский Северо-Западный проход в ближайшее время не откроется для судоходства. Об этом говорится в исследовании Калифорнийского университета Лос-Анджелеса, авторы которого также предупреждают, что глобальное потепление это палка о двух концах для судоходства в высоких широтах.
«И Канада сильнее всех остальных арктических государств ощутит на себе удары этой палки», - говорит главный автор исследования Скотт Стивенсон (Scott Stephenson). В докладе звучит прогноз о том, что Северо-Западный проход станет последним свободным ото льда судоходным морским путем в Арктике.
В нем также делается прогноз о том, что к середине века огромные участки канадской территории станут недоступны для проезда наземным транспортом.
Это создаст «крайне негативные последствия» для удаленных населенных районов, для добычи полезных ископаемых, для энергетики и заготовки древесины, поскольку сейчас они во многом зависят от «зимников» - замерзающих в зимний сезон дорог, говорится в исследовании, которое было опубликовано в воскресенье в журнале Nature Climate Change.
Авторы работы сообщают, что время эксплуатации «алмазной дороги» Тиббит-Контвойто на Северо-Западных территориях, называемой самым выгодным зимником, к 2020 году сократится на 17%. Сегодня ее рабочий сезон составляет от 8 до 10 недель.
А 400000 квадратных километров канадской территории, в основном на юге Северо-Западных территорий и на севере провинций прерий, к середине века станут недоступны для проезда наземным транспортом, так как более мягкие зимы и глубокий снег не дадут земле промерзать достаточно глубоко.
«Это исследование показывает, что Канада потеряет больше, чем ей кажется», - сказал в интервью по телефону исследователь климата из Калифорнийского университета Лос-Анджелеса и один из главных авторов доклада Лоренс Смит (Laurence Smith).
«Наиболее популярное представление заключается в том, что Арктика тает, что она открывается и становится доступной, что мы сможем скоро попасть туда и получить ее ресурсы, - отметил он. Но данное исследование показывает, что не все так просто. На самом деле, значительная часть территории станет менее доступной».
Исследователи использовали климатические модели, данные по морскому льду, растительному покрову и топографии, чтобы проанализировать, как изменятся арктические перевозки в связи с ростом температур из-за попадания в атмосферу парниковых газов, образующихся в результате сгорания угля и других видов ископаемого топлива.
В исследовании отмечается, что больше всего пострадают зимние дороги, прокладываемые через замерзшую сушу и озера в восьми арктических странах – Канаде, Финляндии, Дании (Гренландия), Исландии, Норвегии, России, Швеции и США. Наибольший ущерб будет нанесен Канаде и России из-за их огромной территории.
Удаленные населенные пункты, использующие сегодня зимники, будут вынуждены больше полагаться на авиационный транспорт, что «кардинально» увеличит стоимость продовольствия и других предметов снабжения, говорит Стивенсон.
«Когда зимники растают, это будет заметно по чекам на кассовых аппаратах», - заявляет он.
Те 400000 квадратных километров канадской территории, что будут потеряны для Канады, это огромный район с «многообразным неиспользованным потенциалом», говорит Смит.
В некоторых районах выходом из положения может стать строительство постоянных дорог, однако стоимость такого строительства будет велика. Пострадают действующие шахты и рудники, энергетика и работы по заготовке древесины. Некоторые предприятия закроются из-за резкого роста стоимости перевозок.
Это важно во многих отношениях.
«Да, и имейте в виду, что это (потеря 400000 квадратных километров земли) лишь к середине века», - отмечает Смит.
Согласно прогнозам, температура будет повышаться и после 2050 года, из-за чего заболоченная северная территория Канады станет недоступной для наземного транспорта.
По словам Смита, «Канаду ждет еще один сюрприз, заключающийся в том, что Северо-Западный проход не стоит того повышенного и чрезмерного внимания, которым он пользуется сегодня».
Этот проход через арктические острова Арктики – один из самых холодных в Заполярье. Циркуляция воды там не столь «динамична», как в других районах, отмечает Смит.
«Этот район откроется для судоходства одним из последних, - говорит ученый. – Легче будет пройти через Северный полюс, чем через Северо-Западный проход».
Согласно прогнозам исследования, к 2050 году с июля по сентябрь три других арктических маршрута будут полностью доступны для судов «типа А», которые обладают ограниченными ледокольными характеристиками. Это путь из Голландии через Северный полюс в Берингов пролив, Северный морской путь вдоль российского побережья и «арктический мост» из Черчилла (канадская Манитоба) через Гудзонов залив, вдоль южной части Гренландии и далее до северной Европы и России.
Канада, как и другие северные страны, в предстоящие десятилетия получит больше доступа к водам Северного Ледовитого океана, к его рыбным и иным ресурсам, говорится в исследовании. Там отмечается необходимость повысить поисково-спасательные возможности и активизировать меры по защите окружающей среды.
А что касается прогнозируемой утраты доступа к сухопутным территориям, то Смит замечает: «Мы особо ничего не можем сделать, разве что заставить весь мир и себя сократить углеродные выбросы».