«Ходорковского – в президенты!» – призывают активисты таких оппозиционных движений, как Объединенный Гражданский Фронт (ОГФ) и «Солидарность». На презентации этого проекта (а также созданного в его рамках интернет-ресурса www.khodorkovsky-president.ru), состоявшейся в понедельник 30 мая в московском Независимом пресс-центре, выступили Лолита Цария, Александр Тутаев, Антон Бенеславский, Оксана Муминова и Камила Нуралина.
Подробности Русской службе «Голоса Америки» рассказала по телефону Лолита Цария – председатель Московского отделения ОГФ.
Вадим Массальский: Лолита, почему именно вы решили выдвинуть в президенты именно Михаила Ходорковского, и почему именно сейчас?
Лолита Цария: Сразу внесу ясность: наша акция – это не «проект сверху», а низовая инициатива группы граждан, представляющих разные политические силы. Подобная идея витала в воздухе уже давно, об этом много писалось в демократических изданиях, и много было споров. Вот мы решили от споров перейти к делу.
Почему сейчас? Потому что началась президентская гонка. Но мы знаем, что никаких реальных выборов нашей стране нет, а есть фарс, который пытаются разыграть Путин и Медведев. А значит, все люди, выступающие против этой власти, должны объединиться вокруг реальной политической фигуры. Фигуры, которую знают, которая имеет авторитет в обществе и может стать единым независимым от власти кандидатом.
Именно Михаил Ходорковский сейчас, после второго суда над ним, стал символом борьбы с режимом и заслуживает поддержки.
В.М.: И вы считаете, что Михаил Ходорковский – это фигура, которую миллионы россиян самых разных взглядов будут готовы поддержать?
Л.Ц.: Думаю, да. Если вы зайдете на наш сайт, то увидите, что у людей, которые нам пишут, самая разная политическая мотивация. Это не только те, кто лично симпатизирует Михаилу Борисовичу, но и протестный электорат, выступающий как против Медведева, так и против Путина.
Вот я лично не люблю, скажем так, олигархов. Я считаю глубоко несправедливыми результаты российской приватизации 1990-х годов, в которой участвовал и сам Ходорковский. Более того, мне лично не нравится, что Михаил Ходорковский поддержал войну против Грузии в 2008-м году, назвав ее вынужденной. И, тем не менее, именно Михаил Борисович Ходорковский, которого наконец-то и «Международная Амнистия» признала узником совести, стал символом сопротивления и готов объединить миллионы наши сограждан в борьбе за демократию.
В.М.: Но Ходорковский продолжает находиться в тюрьме, и маловероятно, что в ближайшие месяцы он будет выпущен на свободу и может быть юридически зарегистрирован как кандидат в президенты страны.
Л.Ц.: Да, это так. Но, с другой стороны, шансов на победу у других потенциальных кандидатов, которые сейчас на свободе, не больше, чем у Ходорковского – в тюрьме.
Вот, например, у нас сейчас появляется новая политическая сила – Партия народной свободы – ПАРНАС. Она заявила, что готова выдвинуть единого кандидата от демократической оппозиции. Но я думаю, что у такого кандидата будет немного шансов. Широкие слои населения вряд ли его поддержат.
К тому же я беседовала с одним из адвокатов Ходорковского – Каринной Москаленко. Она призналась: может случиться так, что решение по второму процессу против бывших руководителей ЮКОСА и МЕНАТЕП’а будет отменено Страсбургским судом. И если обвинения против Михаила Борисовича будут сняты, то чисто формально он получит право участвовать в выборах 2012 года. Тем более, что по первому приговору Михаил Ходорковский мог бы выйти на свободу уже через два месяца.
А потом вспомните примеры из современной истории. Ну, кто мог знать, когда Нельсон Мандела много лет сидел в южноафриканской тюрьме, что этот политзаключенный еще станет президентом своей страны?
В.М.: Лолита, а кто-то из вашей инициативной группы обращался лично к Михаилу Ходорковскому? Он готов поддержать вашу акцию? Иначе может выйти, как в старой русской песне «Без меня меня женили»…
Л.Ц.: Сейчас говорить о согласии или несогласии самого Михаила Борисовича не совсем уместно, потому что человек, сидящий в тюрьме, несвободен во всех отношениях… Но я лично имела беседу с матерью Ходорковского Марией Филипповной и одним из его защитников – Каринной Москаленко. Они считают, что навредить Михаилу Борисовичу мы никак не можем. Наоборот, как добавляет адвокат Москаленко, общественное внимание к личности Ходорковского дает больше шансов обеспечить его безопасность в местах лишения свободы. Согласитесь, если будет большой резонанс, будет большая поддержка людей – например, если нам удастся через сайт собрать миллион подписей, – то властям придется с этим считаться.
В.М.: А сколько сейчас вы собрали подписей?
Л.Ц.: Уже около двух тысяч. Уверена, что этих подписей будет гораздо больше, но наш сайт постоянно подвергается хакерским атакам. Люди жалуются, что они отсылают сообщения в поддержку Ходорковского, но не видят на сайте своих фамилий. И я понимаю, кто за этим стоит…
В.М.: Тогда чем вы объясните, что сегодня на вашу пресс-конференцию пришло только пять представителей СМИ? Может все-таки предложенная вами инициатива мало интересует прессу и российское общество?
Л.Ц.: Я так не думаю. Возможно, мы просто выбрали не самое удачное время для пресс-конференции – понедельник, а большинство российских СМИ просто не рискуют об этом писать. Наверное, многие не верят в нашу затею. Но людей эта тема волнует. Вот смотрите, в мае проходило интернет-голосование на сайте радиостанции «Эхо Москвы», и 84 процента опрошенных проголосовали в поддержку нашей инициативы: «Ходорковского – в президенты!»
Мы, конечно, хотели бы привлечь к нашей акции людей известных. У нас уже появилась подпись народной артистки России Натальи Фатеевой. Мы намерены обратиться к известной актрисе Лие Ахеджаковой и к писателю Борису Акунину. Но нам бы не хотелось обращаться к действующим политикам, чтобы наш проект не показался политически ангажированным. Это все-таки гражданская инициатива снизу.
Я прекрасно отдаю себе отчет в том, что мы ограничены в возможности публично продвигать свою точку зрения. Я лично являюсь заявителем акции «Стратегия 31» на Триумфальной площади в Москве в поддержку конституционного права на проведение собраний и митингов. И каждый раз власти под надуманными предлогами запрещают нашу акцию, а затем разгоняют собравшихся. Так будет и завтра.
Но мы не откажемся от борьбы, от своего права даже на уровне отдельного человека отстаивать свою гражданскую позицию. И человеческая история самого Михаила Ходорковского служит нам примером.
В.М.: Спасибо за беседу.