Москва – Возможно, в последнем публичном появлении перед тем, как он будет отправлен обратно в тюрьму, бывший нефтяной магнат Михаил Ходорковский выступил в четверг в качестве свидетеля в рамках слушаний по делу бывшего коллеги, который обвиняется в незаконном присвоении 13 миллиардов долларов одной из дочерних фирм Ходорковского.
Сам Ходорковский, осужденный осенью 2003, должен выйти на свободу в 2016 году. В мае московский суд отказал ему в апелляции и поддержал обвинение в присвоении миллиардов долларов собственной компании, ныне расформированной нефтяной компании ЮКОС. Прежде он был осужден за уклонение от уплаты налогов.
В настоящее время он ожидает решения о том, где он будет отбывать приговор. Его престарелые родители высказали надежду, что его не отправят в труднодоступную и далекую тюрьму в Восточной Сибири, где он отбывал срок ранее. Ходорковский подал прошение о досрочном освобождении в начале недели. Пока неясно, отправят ли его в тюрьму до рассмотрения прошения.
Уголовное преследование Ходорковского, который основал несколько оппозиционных политических партий и желавший продать стратегические энергетические активы американской компании, воспринимается как политически мотивированное. Но Европейский суд по правам человека на этой неделе признал, что нет оснований для таких утверждений.
Многие из бывших коллег Ходорковского находятся в тюрьме, а некоторые заявляют, что власти оказывали на них давление, чтобы те выступили против своего бывшего начальника в компании ЮКОС, которая до 2003 года считалась лидирующей в стране. Позднее компания была расформирована и продана государственным компаниям на закрытых аукционах.
Заочное рассмотрение состоялось в отношении Антонио Вальдес-Гарсии, которого прокуроры обвиняют в незаконном присвоении 13 миллиардов долларов из фонда доходов от экспорта ЮКОСа с помощью дочерней компании ЮКОСа – «Фаргойл».
Ходорковский заявил, что знал о Вальдесе-Гарсии, но лично они знакомы не были. Также он заявил, что знал бы о любых нарушениях со стороны Вальдеса-Гарсии на посту генерального директора «Фаргойла».
47-летний Ходорковский выглядел расслабленным, заходя в душный и забитый людьми зал суда, прикованный наручниками к одному из четырех охранников. Он кивнул своей матери, Марине, и занял место свидетеля, отвечая на технические вопросы два часа. В основном обсуждалась схема работы Фаргойла в структуре ЮКОСа.
«Мне известно, что господин Вальдес-Гарсиа ни в какую преступную группу не входил, хотя бы потому, что мне известно: такой преступной группы не существовало», - сообщил Ходорковский. «Если бы Вальдес-Гарсиа, равно как и любой другой из генеральных директоров, каким-либо образом нарушил эти инструкции, то я как руководитель компании знал бы об этом максимум через неделю».
Ходорковского обескураживали сложные вопросы, на которые его вынуждали отвечать только «да» или «нет».
Вальдес-Гарсиа, который сейчас живет в Испании, покинул Россию в 2003 году, и обвинения ему предоставляли заочно. В 2005 году он вернулся, чтобы дать показания в обмен на то, чтобы перейти из разряда обвиняемого в разряд свидетеля.
По его словам, российские власти отказали ему в этом. Он был помещен под домашний арест, во время которого получал угрозы с требованием свидетельствовать против Михаила Ходорковского, Платона Лебедева, Леонида Невзлина и Михаила Брудно. Согласно Вальдесу-Гарсии, его жестоко избили, когда отказался лжесвидетельствовать.
Позже он заявил, что подал заявление с информацией о том, что он получил травмы в результате падения из окна, в обмен на прекращение жестокости.
В январе 2007 года Вальдесу-Гарсии удалось сбежать из-под домашнего ареста, заперев охранявших его милиционеров в собственной квартире. Антонио Вальдес-Гарсиа имеет двойное гражданство: российское и испанское.