27 мая премьер-министр Наото Кан встретился с российским президентом Дмитрием Медведевым во французском курортном городе Довиле сразу после завершения проходившего там двухдневного саммита «большой восьмерки». Встреча не принесла никаких существенных достижений по многолетнему территориальному спору, за исключением того, что Кан и Медведев договорились продолжить обсуждение данной проблемы.
На пресс-конференции Кан заявил, что он и российский президент согласны с необходимостью вести переговоры в спокойной атмосфере.
На встрече Кан выразил сожаление в связи с тем, что после поездки Медведева 1 ноября на Кунашир (один из четырех островов к северу от Хоккайдо, которые Россия считает своими, а Япония требует вернуть) высокопоставленные российские руководители продолжают посещать эти острова, которые Токио называет «Северными территориями». Посетив Кунашир, Медведев стал первым из советских и российских лидеров, побывавшим на этих спорных островах.
Вскоре после поездки Медведева Кан провел с ним беседу во время форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества в Иокогаме и выразил протест против визита на остров.
7 февраля, когда отмечается День Северных территорий, Кан осудил поездку Медведева на Кунашир, назвав ее «непростительным произволом».
Фраза «спокойная атмосфера» весьма часто используется с тех пор, как министры иностранных дел России и Японии провели встречу на форуме АТЭС. Япония должна подумать о том, чего пытается добиться Россия переговорами в спокойной атмосфере, и как Токио следует отстаивать свои позиции и добиваться своих целей на таких переговорах.
Действия и заявления с японской стороны могли привести к ужесточению российской позиции. В мае 2009 года тогдашний премьер-министр Таро Асо (Taro Aso) заявил бюджетному комитету верхней палаты, что «незаконная оккупация северных островов Россией вызывает глубокое сожаление». В июле 2009 года Япония ввела в действие пересмотренный особый закон для поиска путей урегулирования территориального спора. В нем четко заявлено, что Северные территории являются неотъемлемой частью Японии. В ноябре того же года кабинет министров принял письменный ответ на запрос законодательного органа, в котором говорится, что острова незаконно оккупированы Россией.
Но самое серьезное внимание необходимо обратить на действия России в 2010 году и после этого. В июле 2010 года Медведев издал указ, в соответствии с которым 2 сентября объявлено «Днем окончания Второй мировой войны». По сути дела, этот закон служит напоминанием о победе Советского Союза над Японией. Япония подписала акт о капитуляции 2 сентября 1945 года на борту американского линкора «Миссури» в Токийском заливе.
Россия наращивает военную группировку и развивает экономику на спорных островах, чтобы закрепить свою фактическую власть над ними. В принятой там в начале февраля 2010 года новой военной доктрине говорится, что «территориальные притязания к Российской Федерации и ее союзникам, а также вмешательство в их внутренние дела» являются одной из главных «внешних военных опасностей» для России.
В совместном заявлении в сентябре 2010 года по случаю 65-й годовщины окончания Второй мировой войны Медведев и китайский руководитель Ху Цзиньтао отметили, что Россия и Китай поддерживают основополагающие интересы друг друга в вопросах, относящихся к их суверенитету и территориальной целостности. Таким образом, Китай может активно поддержать российские намерения в отношении Северных территорий.
Вскоре после мощного землетрясения и цунами, обрушившегося 11 марта на северо-восточную часть Японии, Россия направила туда поисково-спасательную команду, а также решила увеличить поставки энергоресурсов в страну. В марте и апреле ни один высокопоставленный российский руководитель не посещал спорные острова.
Но 15 мая заместитель премьер-министра Сергей Иванов и четыре члена российского кабинета министров посетили Кунашир и еще один спорный остров Итуруп.
24 мая три оппозиционных депутата парламента Южной Кореи получили российские визы и посетили Кунашир с целью «изучения» российского управления спорными островами. У Японии имеется свой территориальный спор с Южной Кореей из-за группы островов Такэсима в Японском море (эти острова де-факто находятся под властью Южной Кореи). Япония выступила с резким протестом по поводу визита депутатов парламента на Кунашир.
Эти события показывают, что ситуация вокруг территориальной проблемы для Японии осложнилась.
На данном этапе Японии следует подумать о том, как она может воспользоваться другими договоренностями, достигнутыми на встрече Кана с Медведевым, чтобы укрепить фундамент переговоров по территориальному спору. А руководители двух стран договорились о следующем:
- провести в среднесрочной и долгосрочной перспективе переговоры о совместной разработке нефтяных и газовых месторождений;
- провести на уровне рабочих групп обсуждение российского предложения об удвоении поставок сырой нефти в Японию;
- разрешить российским экспертам заняться решением проблем, связанных с аварией на АЭС «Фукусима-1», чтобы они могли поделиться опытом и знаниями, приобретенными после ядерной катастрофы 1986 года в Чернобыле;
- развивать молодежные обмены, включая оказание помощи японским детям из пострадавших от стихийных бедствий районов в восстановлении сил и здоровья и решении их психологических проблем во время поездок в Россию.
Не обладая мощными рычагами давления, Япония должна начать все сначала на переговорах с Россией. Ей следует пользоваться и предоставлять точную информацию и старательно налаживать основанные на взаимном доверии личные отношения с российскими руководителями.
Такой подход применим к переговорам с любой страной. Это похоже на окольный путь, но в нем заключается самый надежный способ для продвижения вперед в переговорном процессе. Япония должна также активно продвигать обмены с Россией на уровне простых людей, дабы способствовать созданию более благоприятной атмосферы в двусторонних отношениях.