Что хотел сказать Хорватии, а через нее всему миру и Европе Папа Римский? Вопрос этого послания поднимался накануне его приезда, и как ключевое место для его изречений определили Хорватский национальный театр в Загребе. Что, по сути, не является идеальным местом для сообщения исторических посланий и их глубокого осмысления. Все на самом деле ожидали того, что им хотелось услышать, об отношениях между Хорватией и Европейским Союзом, на пороге у которого Хорватия уже долго стоит в ожидании. Бенедикт XVI подчеркнул то, что все знают, что культурно, духовно и территориально Хорватия является частью Европы с незапамятных времен. Но он опроверг одно заблуждение. Тезису, что Хорватия не может обойтись без ЕС, он противопоставил тезис, что ЕС не может без Хорватии. Это подтверждает то, что Хорватия должна вести себя достойно, а не по-рабски. Поняла ли это послание избранная элита, присутствовавшая в Национальном театре? Слушала ли она (эта элита) с открытым сердцем и чистой совестью, искренне, преисполнившись любовью и радостью? Как молодежь, которая ждала Папу на площади, и искренне разделила с ним любовь, радость и веру? Может и веру в лучшее будущее?
Элитное собрание в Национальном театре не проявляло никаких подобных эмоций. Оно было покрыто занавесом холода, удовлетворенности престижем, наслаждения своим статусом и представлением, на котором присутствует. На лицах не читалось ни любви, ни радости, ни, даже, личного трепета. Нетерпимость, которая предшествовала церемонии, была только внешне обузданна. Потому и не было той открытости, за которую по-христиански выступает Папа. Здесь важно было быть в списке, присутствовать и быть увиденным. А как же послания? Следует ли их толковать исключительно как папскую поддержку объединения Хорватии с Европейским Союзом? Для большинства суть состоит именно в этом, перед референдумом о вступлении в Европейский Союз, в то время, когда евроскептицизм возрастает. Но остается вопрос, как послание Папы воспримет Европа? И захочет ли Европа, которая отказалась от своих христианских корней, принять ту роль Хорватии в ней, о которой говорил Папа, ожидая праведности, за которую выступает президент Хорватии, который, вобще-то, агностик. Может ли Хорватия действительно ознаменовать восстановление единства в многообразии? Того культурного различия, в котором Европа только декларативно клялась. Действительно ли роль Хорватии в укреплении христианских идей в пошатнувшейся Европе, как это видит Папа, или и он заблуждается, так же, как и Хорватия, которая с Европой ведет себя как подчиненный? Папа хорошо прочувствовал вековую принадлежность и приверженность хорватского народа Евангелию и Церкви, и потому он видит в нем ту энергию обновления, которая по Божьему посланию может укрепить единство - человеческое, культурное и христианское, которое более двух тысячелетий выступает за праведность, исходящую из любви к ближнему, следовательно, и за понимание. Делать добро значит дарить радость. Для этого нужна искренность, истина и совесть.
То понятие совести, о котором говорил Папа, многие увидели. Но большинству показалось, что это испытание совести Европы, которая постоянно демонстрирует, что она лишена этой добродетели. Однако, та совесть исходит от единиц, которым общие тенденции не указывают на эту необходимость. Об этой совести Папа говорил в Национальном театре элите, которая первой должна задуматься о своей совести. Как интеллектуал Папа расчитывал на интеллектуальный уровень элиты, которая должна донести его миссию и послание, что, возможно, является еще одним его заблуждением. Поскольку эта разъединенная элита не может быть объединяющей силой в востановлении сообщества, особенно в европейском контексте. Кроме совести, ей не хватает любви к ближнему и честности, которая открывает путь к истине, что в настоящее время глобально неоднозначный термин. В таких обстоятельствах не может быть и речи о радости. Может быть, эти послания сможет прочесть между строк та воодушевленная молодежь с площади, с еще чистым сердцем и духом? Прочесть и укрепить собственное, а затем и европейское единство?