Вопрос о членстве России во Всемирной торговой организации вступил в решающую фазу. Предстоит принять окончательное решение о том, может Москва быть членом этой организации или нет. Единственное, что препятствует принятию данного решения, это позиция Грузии, решительно выступающей против российского членства и ставящей ряд условий, которые необходимо выполнить до вступления.
Какое-то время тому назад Москва утверждала, что вступит в ВТО и без грузинского согласия, однако такой вариант пока не прошел. Запад, и особенно Соединенные Штаты, очень надеются на то, что Россия станет членом этого международного объединения. В результате нам следует ожидать определенного давления на Грузию с тем, чтобы она изменила свою позицию и позволила России вступить.
В этой противоречивой ситуации Тбилиси выдвигает одно важное условие. Грузия хочет контролировать передвижение товаров на пограничных постах вдоль признанной в международном плане границы Грузии и России. В частности, это относится к пропускному пункту Псоу (Абхазия) и к Рокскому пропускному пункту (Цхинвальский район), которые находятся под контролем марионеточных режимов Москвы, признанных ею в качестве независимых государств. В этих местах Грузия хочет официально осуществлять если не контроль, то хотя бы мониторинг.
Россия, как всегда, игнорирует грузинские претензии. В марте текущего года российский министр иностранных дел Сергей Лавров похвастался, что Россия вступит в ВТО и без согласия Грузии, на что президент Саакашвили ответил, что его страна не изменит свою принципиальную позицию. Стороны обсуждают данный вопрос в Швейцарии с марта 2011 года, обвиняя друг друга в политизации проблемы. Всего пару дней назад вице-президент США Джо Байден и Михаил Саакашвили провели переговоры на эту тему во время встречи в Италии. Байден заявил, что его страна поддерживает вступление России во Всемирную торговую организацию, однако не станет вмешиваться в ход переговоров между Москвой и Тбилиси.
Как считают грузинские аналитики, несмотря на свою принципиальную позицию, Тбилиси придется пойти на некоторые уступки. Они полагают, что Грузия должна согласиться на ряд условий, таких как отмена российского эмбарго на грузинские товары, что проложит путь к улучшению экономических отношений. Если грузинская администрация в итоге согласится на определенные условия, то Россия станет членом ВТО, а следовательно, будет обязана выполнять и многие другие обязательства.
Есть здесь и другая проблема. Конечно, Грузия тесно связана со вступлением России в ВТО. Если она даст согласие на вступление Москвы в эту организацию, чтобы последняя выполняла свои обязательства как член ВТО, могут возникнуть некоторые весьма неудобные вопросы. В частности, это может послужить очередной причиной для критики в адрес правящей администрации со стороны оппозиции.