Маленькая республика Абхазия переживает сегодня тяжелые дни. Скоропостижная кончина лидера республики Сергея Багапша 29 мая после операции на легком повергла страну в ступор. С 2004 года Сергей Багапш являлся гарантом стабильности в Абхазии. Вторым ударом после смерти Сергея Багапша стало опровержение Вануату (тихоокеанское государство в Меланезии) заявления о признании независимости республики, о чем ранее сообщал источник в Абхазии. Это серьезный поворот событий на фоне предстоящих президентских выборов, в ходе которых будет обсуждаться место России в «независимости» Абхазии.
Живя на маленькой территории на берегу Черного моря у подножья Кавказа, абхазский народ всегда подчеркивал свою обособленность по отношению к соседней Грузии. Пользуясь еще советской политикой этнического разделения. Абхазия достигла относительной автономии уже к концу существования СССР. Тем не менее, признание независимости Грузии в 1992 году напугал народ Абхазии, который всегда опасался нарушения своего территориального статуса. При поддержке Москвы против давления Тбилиси, в том числе в ходе вооруженных столкновений 1992-1993 годов, абхазы уже обладали фактической автономией. После окончания августовской войны с Грузией 2008 года Россия окончательно признала независимость Южной Осетии и Абхазии, вызвав тем самым гнев грузинской стороны.
В отличие от Южной Осетии ситуация в Абхазии относительно стабильна последние годы. Но внезапная смерть президента республики может все изменить. Признавая заслуги президента, некоторые, тем не менее, критиковали его за слишком пророссийскую позицию, а многие даже обвиняли в том, что он «продался» Кремлю. Действительно, могущественный сосед присутствует во всех стратегически важных секторах экономики: транспорт, энергетика, недвижимость, оборона, вообще, чувствует себя в Сухуми как дома.
Однако вся эта ситуация может стать камнем преткновения для кандидатов на пост главы государства на предстоящих президентских выборах. Можно конечно предположить, что Россия захочет поставить во главе Абхазии своего человека. Но некоторые наблюдатели считают, что будущий президент, кем бы он ни был, не сможет не принимать во внимание мнение Кремля, учитывая постоянные вливания России в национальную экономику Абхазии.
Еще одной проблемой Абхазии является само ее существование на международной арене. С 2008 года дипломатические службы Абхазии пытаются добиться признания независимости республики от максимального количества стран. Задача не из легких. Россия, Никарагуа, Венесуэла и Науру (Nauru) (государство в Тихом океане) признали независимость Абхазии и, как было недавно объявлено официальным Сухуми, к этим четырем странам присоединилась еще одна - Вануату. Однако радость была недолгой. Правительство Вануату резко опровергло это заявление, объявив его «клеветой» и «неуважением». В свою очередь абхазская сторона утверждает о наличии официального документа, подписанного спустя три месяца после переговоров премьер-министром Вануату Сато Килманом (Sato Kilman). Сухими принял отказ, подчеркнув при этом негативную роль американских дипломатов в ходе всей этой истории. Но зачем так далеко искать дипломатическую поддержку? Страны Тихого океана уже давно имеют опыт продажи дипломатического признания других государств за деньги. Китай и Тайвань давно спорят из за южной части Тихого океана, добиваясь, порой признания всего на несколько месяцев в зависимости от изменений, происходящих в правительстве. Вануату, например, в 2004 году признал Тайвань всего на месяц, а затем снова открыл свое посольство в Пекине.
Несмотря на то, что всего несколько стран признали независимость Абхазии, в ближайшие несколько месяцев у республики есть возможность продемонстрировать им способность организовать и провести свободные и демократические выборы президента, возможность изменить общественное мнение на Западе, которое все больше склоняется в пользу Грузии, где до настоящей демократии еще очень далеко. Все это помогло бы восстановить равновесие, значительно ослабить позицию сторонников Грузии и сыграть решающую роль в будущих переговорах.