Москва — В четверг экологи и официальные лица признали, что в этом году опустошительная волна лесных пожаров в российских лесах может уничтожить миллионы акров лесов и причинить еще больше ущерба, чем аналогичная катастрофа прошлого года.
«Мы горим и горим сильно, – заявил эксперт по лесам организации Greenpeace Алексей Ярошенко. – Ситуация в этом году уже сейчас значительно хуже, чем в прошлом».
В 2010 году беспрецедентная жара спровоцировала пожары, в которых погибло 55 человек, были уничтожены пламенем тысячи домов, сгорело 2,6 миллиона гектаров леса – территория чуть больше по площади, чем штат Орегон.
В этом году в борьбе с огнем уже погибло три человека, десятки очагов возгорания разбросаны по более чем 600 000 гектаров, в основном пожарами охвачены территории сибирских лесов, и площадь распространения огня уже в три раза больше, чем в прошлом году, констатировали в МЧС.
Greenpeace заявляет, что российское правительство замалчивает информацию о пожарах, особенно о возобновлении горения торфяников вокруг Москвы, заставлявшего столицу задыхаться раздражающим слизистую, токсичным дымом.
«Вокруг Москвы уже десятки очагов возгорания, – рассказал журналистам гринписовец Григорий Куксин. – Уже сейчас затушить некоторые из них технически не представляется возможным».
Однажды загоревшись, торфяник может тлеть месяцы и даже годы, переживая даже ливни и снег. В процессе горения торфяников выделяется едкий дым, способный провоцировать приступы астмы, бронхиты и проблемы с сердцем.
В прошлом году Москва была окутана плотной пеленой дыма, который, вместе с долго державшейся жарой, унес в два раза больше жизней, чем обычно. В советские времена власти повсеместно в Подмосковье и вокруг других городов в западных районах России осушали торфяники для того, чтобы извлечь из них топливо. Когда же уголь и нефть заменили торф, осушенные болота оставили без присмотра.
Московские власти выделили на тушение торфяников порядка 150 миллионов долларов, но, по словам Greenpeace, реальных мер предпринято было мало из-за коррупции и бюрократии.
«То, что было сделано – капля в океане», – заметил Ярошенко.
Руководитель Федерального агентства лесного хозяйства не признает, что в этом году пожары представляют угрозу для Москвы, но признал, что ухудшение ситуации с пожарами в лесах и горением торфянников неизбежно .
«Лето будет напряженное и непростое», – сказал Виктор Маслюков журналистам.
По его словам, правительству следует объявить чрезвычайное положение в трех районах Сибири, где необычно жаркая и сухая погода спровоцировала много возгораний на диких лесных территориях.
Леса России составляют 22% от общего лесного покрова Земли – по площади эта территория больше, чем вся континентальная часть Соединенных Штатов.
«У нашей планеты всего пара легких – это джунгли Амазонки и сибирская тайга», – говорит Владимир Ганжа из Всероссийского общества охраны природы, самой старой экологической организации страны. «И последнее сейчас в огне».
Один из представителей верхушки правительства обвинил в разгорании некоторых из сибирских очагов пожаров «черных лесорубов», которые, якобы, пытались таким образом скрыть следы своей работы.
«Это они все подожгли — и таким образом все прикрыли», – цитирует ИТАР-ТАСС слова Виктора Зубкова, заместителя премьер-министра.