Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Власти последовательно повторяют все экономические промахи периода умирания СССР – от масштабной накачки экономики «пустыми» деньгами вначале до гораздо более масштабного изъятия их в конце путем девальваций, гиперинфляции, замораживания вкладов и т.д. Практически все сегодня озабочены поиском выхода из сложившейся ситуации, многие предлагают свои программы выхода из кризиса.

Власти последовательно повторяют все экономические промахи периода умирания СССР – от масштабной накачки экономики «пустыми» деньгами вначале до гораздо более масштабного изъятия их в конце путем девальваций, гиперинфляции, замораживания вкладов и т.д.

Практически все сегодня озабочены поиском выхода из сложившейся ситуации, многие предлагают свои программы выхода из кризиса. Даже правительство рассекретило свою антикризисную программу. Собственно план правительства описывать не буду. Это уже многократно сделано, да и выразить его можно заголовком одного из материалов на эту тему: «Правительство решило, что для выхода из кризиса надо поднять цены на ЖКХ, топливо и продукты». Или, как сказал о программе правительства Станислав Богданкевич: «Шок есть, а терапии нет». Поговорим об антикризисных планах подробней, точнее – об их реализуемости.

Подавляющее большинство этих программ можно было бы отнести к следующим основным видам.

(а) Реализуемые, но в целом неверные. Такие программы в основном предлагает и осуществляет на практике власть. Это не только рассекреченная программа правительства, но и пресловутая «андроповщина», и административное регулирование цен. Сюда же можно отнести и попытки «ручного управления» валютным рынком и экономикой в целом. Эти программы реализуются, но к улучшению ситуации пока не привели и спасти экономику вряд ли смогут, несмотря на то, что отдельные пункты из той же антикризисной программы правительства вполне адекватны. Но это точечные «пожарные» меры, а смены парадигмы развития программа не предусматривает. Причина же кризиса именно в неправильной модели развития. Следовательно, и программу в целом можно признать неправильной, хотя она, повторимся, реализуема и даже в отдельных пунктах адекватна.

(б) Теоретически правильные, но не реализуемые. Такие программы в основном предлагают оппоненты власти. Программы эти включают широкий спектр экономических и политических реформ. Большинство программ включает правильные меры, но нынешняя власть на такие реформы не пойдет по определению. Причин много – от страха потерять власть до банального неумения проводить реальные, а не фиктивные реформы. Ведь Белоруссия – страна, в которой почти два десятилетия не проводилось никаких реальных экономических реформ, откуда же взяться умению их проводить? Разве что на экране БТ будет идти некое «реформирование».

(в) Внутренне противоречивые и реализуемые частично. Вот, например, преамбула к представлению одной из таких программ по «Завтра твоей страны»: «Выход из кризиса лежит на поверхности: резкое (в 2-3 раза) падение жизненного уровня населения, замораживание зарплат, рост цен. Это будет больно для людей и ударит по имиджу власти, но спасет будущее Белоруссии». Лично мне не кажется, что именно это спасет «будущее Белоруссии». Но дальше в программе следует: «4. Развивать внутренний рынок». Хотя «ежу понятно», что при резком сокращении доходов, внутренний рынок тоже сокращается, а не развивается. Так что если еще раз резко сократить доходы населения (хотя куда уж резче), на внутреннем рынке на какое-то время надо ставить крест. Но про пути развития экспорта в программе ничего не говорится. То есть смысл программы сводится к тому, что уже и так произошло и продолжает происходить само по себе, если отбросить пафосную риторику. То есть речь идет о фактическом ограблении народа.

Лично я бы тут ставил задачи по этому пункту распределял несколько иначе. Например: максимально возможное сохранение доходов населения и минимизация падения внутреннего спроса в качестве первоочередных шагов. Доходы населения и так резко упали, не исключено, что будут падать и дальше. Но задача сейчас не ускорять это падение искусственно, а замедлять его. Понятно, не методом «печатного станка», а путем экономических преобразований. То же самое и с внутренним спросом. Раз доходы резко упали, говорить о развитии внутреннего спроса может только «кремлевский мечтатель». Задача сейчас минимизировать падение внутреннего спроса. Задача также добиваться переориентации внутреннего спроса с импорта на местные товары. Но, опять же, не путем административных запретов, а путем экономических преобразований. Впрочем, и это только теория. Ведь опять дело упирается в экономические реформы, а пойти на них власть пока не готова. Когда же «созреет», будет уже поздно.

А что же тогда реально может произойти в ближайшее время? Покамест наши власти последовательно повторяют все экономические промахи периода умирания СССР – от масштабной накачки экономики «пустыми» деньгами вначале до гораздо более масштабного изъятия их в конце путем девальваций, гиперинфляции, замораживания вкладов и т.д. Поэтому было бы очень странно, если бы наша власть вдруг остановились на полпути. Как лично мне кажется, дальнейшие шаги в этом направлении и должны произойти, а отнюдь не широкомасштабные экономические реформы. В такой ситуации весьма вероятными становятся, например, денежная реформа и изъятие вкладов путем обесценивания рублевых и замораживания валютных вкладов. Ну или только второе. Другие варианты пока не просматриваются. Да они и не будут искать другие варианты, креативностью ребята не блещут. Так что пойдут проторенным путем, хотя власть возможность такого развития событий пока категорически отрицает. Но мы хорошо помним, сколько раз они категорически отрицали возможность девальвации, например. Как оказалась, на девальвацию наши власти еще реально способны, а вот на экономические реформы – уже нет. Хотя хотелось бы ошибиться.