Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Транзитный переполох. Украина в пролете?

© РИА Новости / Перейти в фотобанкПодписание российско-украинских совместных документов
Подписание российско-украинских совместных документов
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Статус Украины, как одного из главных транзитеров российского газа, под угрозой. Россия заинтересована в том, чтобы «уйти от транзитных стран» в принципе. Об этом премьер-министр РФ Владимир Путин заявил на совместной с премьер-министром Украины Николаем Азаровым пресс-конференции по итогам заседания Комитета по вопросам экономического сотрудничества.

Статус Украины, как одного из главных транзитеров российского газа, под угрозой. Россия заинтересована в том, чтобы «уйти от транзитных стран» в принципе. Об этом премьер-министр РФ Владимир Путин заявил на совместной с премьер-министром Украины Николаем Азаровым пресс-конференции по итогам заседания Комитета по вопросам экономического сотрудничества.

«Вот мы сейчас сделали «Северный поток» по дну Балтийского моря - 27,5 миллиардов, будем сейчас транзитировать, никому платить не будем. На следующий год еще 27,5 миллиардов запустим - будет у нас 55 миллиардов. Потом сделаем «Южный поток» и тоже никому не будем платить. Понимаете?», - отметил Путин, которого цитирует пресс-служба правительства РФ.

«Мы заинтересованы в том, чтобы уйти от транзитных стран вообще», - подчеркнул российский премьер.

Кроме того, премьер-министр России заявил, что рост мировых цен на энергоносители, в котором вины России нет, не освобождает Украину от необходимости платить за них..

«Мы понимаем: да, это дорого. Наверное. Но не мы создаем условия, при которых цены на энергоносители и нефть растут. Что, мы Ираком занимаемся? Нет. Мы занимаемся игрой на биржах на фьючерсы? Мы, что ли, создали такую ситуацию? Нет. Кто Северной Африкой занимается? Мы? Нет. Так складывается мировая конъюнктура по разным причинам. Мы здесь ни при чем. Но надо платить», - сказал Путин.

По его словам, так сложилась мировая конъюнктура. «Когда в условиях кризиса упали уже цены на наши товары традиционные, на нефть, на газ, на металлы и объемы сократились, кто нам сказал: «Ребята, получите дополнительный бонус, вам тяжело?». Нет, мы жили за счет накопленных ресурсов и накопленных резервов», - сказал российский премьер.

В тоже время Путин отметил, что во время переговоров с украинским премьером Николаем Азаровым договорились, что переговоры по цене на газ будут продолжены. Мы понимаем проблемы и будем с этими проблемами работать», - сказал он.

Ранее Николай Азаров заявил, что Украина несет убытки, не получая компенсации, связанной с прокачкой газа.

«Раз у нас выросла цена на газ, давайте компенсируйте нам ставки транзита», – сказал премьер.

Однако, Путин ответил, что если Украина в одностороннем порядке увеличит стоимость транзита российского газа, то Россия в свою очередь повысит цену на газ для Украины. «Цена и транзит друг от друга зависят, и если будет подниматься в одностороннем порядке транзит, одновременно будет подниматься и цена», - заявил Путин.

Чем грозит Украине возможный отказ России от сотрудничества с транзитными странами?

Олег Соскин, политолог, президент Института трансформации общества

- В юности я читал романы, которые принято называть утопическими. В частности, это «Город солнца» Кампанеллы; примерно такая же вещица была у Чернышевского – «Что делать?» - которую он написал, сидя в Петропавловской крепости, и в которой главный герой Рахметов спал на гвоздях. Кампанелла, кстати, о том, как создать утопическое государство тоже писал сидя, отнюдь, не в кресле, а в яме.

Так вот, когда я слушаю Путина, я начинаю ностальгировать по юности (смеется – авт.) - он же совсем как Ленин, которого в свое время все называли «кремлевский мечтатель». И Путин у нас тоже – мечтатель. Этакий симбиоз с Чернышевским и Кампанеллой с единственной разницей, что сидит не в яме или Петропавловской крепости, а в Кремле. Хотя, я думаю, если бы он посидел в Петропавловке, в одиночной камере, его утопии были бы еще интереснее.

Другими словами, пускай все свои фантазии о том, что Московия сможет избавиться от стран-транзитеров Путин использует для своего «внутреннего разлива». Ни от кого они избавиться не могут, потому что это называется – международное разделение труда! Глобализация – если он этого не понимает. Это национализация хозяйственной жизни.

И сказки о том, что они будут контролировать «Северный поток» – это все полный абсурд. Пусть он сначала его окупит, этот свой «Северный поток», который по разным оценкам обошелся в сумму до 30 млрд. долларов минимум. Плюс его эксплуатация тоже потребует несколько миллиардов долларов – это же не шуточки, в конце концов – труба лежит под водой на большой глубине, а Балтийское море сплошь устлано минами Первой и Второй Мировой войны и заполнено химическими ядами.

А кто будет отвечать, если вдруг произойдет взрыв трубопровода, наполненного газом? Трагедия в этом случае для Швеции, Финляндии, Германии и других европейских стран будет похлеще «Фукусимы»…И тогда кто еще кому «в случае чего» платить будет, интересно мне знать?

Так что этот «Северный поток» - это еще очень большой вопрос. Сначала, как я уже говорил, России придется компенсировать все затраты и покрыть его эксплуатацию. Все эти цифры, естественно, войдут в цену газа для потребителей – для газовых компаний Германии и в конечном итоге для простых граждан ФРГ. И хорошо еще, если они согласятся платить по 700 долларов за тыс. кубов – посмотрим, как они на это отреагируют эти самые германские граждане. Так что пугать нас своим «Северным потоком» не надо.
 
Дмитрий Выдрин, заместитель секретаря Совета национальной безопасности и обороны (СНБО)

- Честно говоря, мне трудновато комментировать то, что я не видел и не слышал. Но если речь идет о транзитной роли страны, то, безусловно, Украина должна дорожить ею.

Украина была транзитной державой еще во времена Великого Шелкового Пути, и, мне кажется, останется таковой и через четыреста лет после нашего поколения, точно также как множество исторических маршрутов с севера и запада на восток проходили, проходят и будут проходить через нашу страну.

На транзите Украина может зарабатывать больше, чем на всем остальном. И тут главное, ЧТО транзитировать. Какие–то официально санкционированные материальные блага – это одно, а быть транзитом коррупции – совершенно другое. Можно и нужно быть транзитером легитимного, благородного, канонизированного международным сообществом продукта и категорически нельзя быть транзитером наркотиков, женских услуг, бандитизма и воров в законе.
 
Богдан Соколовский, эксперт

- Все эти заявления ложатся в плоскость той политики, которую проводит Россия в последние годы, в крайнем случае, начиная с 2003 года, когда был подписан первый документ по «Северному потоку».

Озвученные заявления касаются в первую очередь Украины (!). Так или иначе Польша останется транзитным государством хоть немного, так или иначе Чехия будет транзитным государством, так же, как и Германия, поскольку Словакии и Венгрии нужно поставлять газ.

На этот раз была озвучена близкая к честной позиция руководства РФ: вы, транзитеры, нам неинтересны. Мы давно должны были сами об этом знать и готовиться.

Нам нужно не на коленях выпрашивать скидки, а заниматься делом и готовится к тому, что если мы перестанем быть транзитным государством, то потеряем «аж» максимум 1,5 миллиарда доходов в год. Для сорока шести миллионного государства эти полтора миллиарда можно компенсировать за счет развития других, намного более эффективных отраслей экономики.

Скажите, например Венгрия живет от транзита, а она справляется не хуже нас. И много таких стран, у которых нет транзитных потоков, и им от этого не хуже. А мы держимся за него, хотя вместе с транзитом у нас имеется вечная головная боль.

Так давайте представим, что за 1,5 миллиарда мы избавимся это этой головной боли, которую все последние годы постоянно нам подкидывали наши, так сказать, друзья и партнеры.

Сейчас российская позиция и украинские реалии совпадают. Пусть себе строят «Северный» и «Южный» потоки. Это их деньги, а не наши. И куда они их тратят, выбрасывают или правильно используют, это их дело – РФ и Европы.
 
Владимир Корнилов, директор Украинского филиала Института стран СНГ

- В общем–то, стремление России в этом отношении абсолютно понятно. Она научена горьким опытом не всегда союзнических взаимоотношений с Украиной и Белоруссией в смысле бесперебойных поставок российских энергоресурсов в Европу. Собственно, во избежание повторения подобных конфликтов, Москва и начала строительство своих обходных путей – Северного морского, и в возможном будущем, Южного морского путей.

Не секрет и то, что это сделано для того, чтобы обойти Украину и Беларусь и, сократив количество транзитных государств, сэкономить, тем самым, в будущем на транзите и смягчить последствия возможного очередного конфликта на этой почве. Россия в этом плане последовательно действует уже несколько лет.

Что касается Украины: так или иначе, она сохранит свой статус страны–транзитера, поскольку Россия все равно будет поставлять свои энергоресурсы и через Украину, и через Беларусь. Тут вопрос только в объемах: чем меньше будет газа, тем меньше, соответственно, будет поступлений – прямо скажем, немаленьких, – в украинский бюджет. И ясное дело, что Украина заинтересована в том, чтобы как можно больше энергоресурсов России переправлялось в сторону Европы, поскольку для Украины – это, несомненно, дополнительные средства.

Александр Гудыма, народный депутат Украины («БЮТ-Батьковщина»), оппозиционный министр топлива и энергетики

- Видите ли, такой монополист как РФ хочет обойтись без транзитных государств, что вполне естественно с точки зрения ее мощи. Но это такие себе пугалки от Путина. Он прекрасно понимает, что как минимум в ближайшие десятилетия Украина будет транзитным государством.

И бояться того, что Украина будет терять доходы, когда поток газа пойдет по «Северному» и «Южному» - неправильно. Нам нужны свои план, стратегия. Они есть. Но это правительство не хочет им следовать.

Нужно четко понимать: чем меньше мы зависим от РФ, тем меньшее давление Россия может осуществлять на нашу страну. Но когда Азаров или его подчиненные демонстрируют увеличение экспорта газа до 500 миллиардов кубов – о чем тут говорить. Такого не было десять лет, а правительство Тимошенко дошло до цифры в 25 миллиардов импортированного российского газа. А сегодня «вдруг» решено увеличить потребление.

К чему я веду: бояться заявлений с РФ не нужно, но надо что-то делать. Ведь, если и не бояться, и не делать – придем в никуда.