Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) отпраздновала свою десятую годовщину на прошлой неделе, когда лидеры ее шести стран-членов собрались в столице Казахстана Астане в честь данного события. В дополнение к оценке достижения первых десяти лет существования организации, лидеры ШОС также обсудили заявки на вступление в нее от Пакистана, Индии, Монголии и Ирана. Появляется все больше признаков того, что Индия и Пакистан могут быть приняты в организацию, хотя и не ранее следующего года.
Как бы там ни было, принятие этих двух стран может изменить миссию и глобальную значимость ШОС как региональной многосторонней организации. ШОС первоначально создавалась как организация безопасности с целью поддержания стабильности в Средней Азии и противодействия иностранному военному присутствию в регионе. Присоединение Индии и Пакистана резко расширит географическую составляющую ШОС и увеличит население, которое она представляет, превратив группу из среднеазиатской организации в области безопасности в пан-азиатскую с общим населением в более чем 2,5 миллиарда человек.
Остается вопрос о том, как изменятся приоритеты ШОС с расширением оной? С самого начала своего существования ШОС посвящала свои усилия двум важным целям - борьбе с исламским экстремизмом и политической нестабильностью в Средней Азии. Приверженность этим целям, вероятно, сохранится и после расширения. Действительно, одним из потенциальных стимулов для нынешних членов ШОС принять в состав организации Пакистан является возможность усиления своего потенциала в борьбе с исламским экстремизмом. Они уверены, что Талибан и другие джихадистские организации в Пакистане (и Афганистане) обеспечивают материальную и моральную поддержку группировкам исламистских боевиков, действующих в Средней Азии. Если Пакистан присоединится к ШОС, это добавит стимулов для сдерживания базирующихся в Пакистане экстремистских группировок и разрушит их связи со Средней Азией.
Индия, Китай и Россия также надеются, что расширение ШОС может помочь стабилизировать Афганистан и уменьшить вероятность дезинтеграции этой страны и ее провала в состояние хаоса и гражданской войны после ухода сил НАТО. Принятие Афганистана в ШОС создаст мощные стимулы для Пакистана и Индии, чтобы они покончили со своим соперничеством вокруг Афганистана, являющимся сильным дестабилизирующим фактором в этой стране. Предоставление Афганистану статуса наблюдателя в организации станет дальнейший шаг в этом направлении.
Расширение также может увеличить экономическое и энергетическое сотрудничество среди членов ШОС. Как и Китай, Индия является быстро растущей экономикой с большим спросом на экспортируемые из России и стран Средней Азии энергоносители. Если более тесные связи с ШОС помогут стабилизировать Афганистан и Пакистан, то нефть и газ можно будет транспортировать в Индию через эти страны. Усиление региональной безопасности также расчистит путь для более тесных торговых и инвестиционных связей между странами-членами ШОС. Китай, который уже является крупным инвестором как в Афганистане, так и в Пакистане, весьма вероятно, еще больше расширит эти связи, если эти две страны будут приняты в ШОС, и в результате они станут более стабильными. И у Пакистана, и у Афганистана есть хороший потенциал для экономического роста и роста инвестиций, если региональные вопросы относительно безопасности будут решены.
Другим важным вопросом является вопрос о том, повредит ли расширение ШОС стратегическим интересам Соединенных Штатов в Азии и за ее пределами. Невозможно предложить однозначный ответ на этот вопрос. Многие аспекты расширения ШОС, весьма вероятно, вызовут озабоченность в Вашингтоне. Более тесные связи в области безопасности между Пакистаном и ШОС усилят позиции властей Пакистана на переговорах с Соединенными Штатами. Аналогичным образом, членство Индии в ШОС может способствовать ослаблению китайско-индийского соперничества и следовательно уменьшить степень приверженности Индии ее стратегическому военному сотрудничеству с Соединенными Штатами, партнерству, в которое США активно вкладывали средства в последние годы.
Расширение ШОС также может оказать непрямое негативное воздействие на интересы США на Ближнем Востоке. По мере того как ШОС становится более значимой как экономический пакт и пакт в области безопасности, он может начать привлекать в свою орбиту и некоторые ближневосточные государства. Иран уже выразил заинтересованность в присоединении к ШОС с четким, хотя и не декларируемым намерением добиться поддержки ШОС в своем споре с Западом по поводу своей ядерной программы. В дальнейшем, в перспективе некоторые умеренные арабские государства, которые являются союзниками США, но чувствуют себя уязвленными и выражают недовольство в связи с поддержкой, которую США оказывают Израилю, могут попытаться выработать более тесные связи с ШОС, чтобы продемонстрировать свое недовольство американской политикой. Поддержка, которую США выразили восстаниям в Тунисе, Египте и Ливии, также разозлила некоторые консервативные арабские правительства, и могла дать им больше стимулов для усиления их связей с Азией. Экономические отношения между арабскими странами и Китаем уже значительно выросли за последнее десятилетие, и расширение ШОС может дать Пекину возможность предложить еще больше тем арабским странам, которые «смотрят на восток».
С другой стороны, Соединенным Штатам пойдут на пользу любые попытки ШОС бороться с экстремизмом и исламскими боевиками в Афганистане и Пакистане. Если посредством сотрудничества с ШОС Афганистан и Пакистан действительно станут более стабильными, тогда Соединенным Штатам будет легче выполнить свою задачу по уменьшению своего военного присутствия в Афганистане в более значительных масштабах и более быстро.
В общем и целом, достижения ШОС за первые десять лет ее существования можно назвать впечатляющими. В следующее десятилетие ШОС может доказать, что она является более значимой и важной, когда она включит в свой состав новые государства-участники и к своим первоначальным целям борьбы с нестабильностью и терроризмом добавит новые. Хотя масштабы военных амбиций ШОС на данный момент весьма ограниченны, она смогла добиться определенного успеха посредством «мягкой силы». В результате, вместо того, чтобы стать некоей «азиатской НАТО», ШОС, весьма вероятно, примет форму гибрида, пакта, объединяющего задачи в области экономики с задачами в области безопасности, и при этом будет уделять все больше внимания отношениям с политическими лидерами в Азии и в некоторых частях Ближнего Востока.
Надер Хабили (Nader Habibi) - профессор экономики Ближнего Востока в Краун-центре по ближневосточным исследованиям университета бостонского университета Брандейса (Brandeis University's Crown Center for Middle East Studies). Он был директором отдела прогнозирования и анализа рисков на Ближнем Востоке и в Африке в компании экономического консалтинга IHS Global Insight, перед тем как начать работать на факультете университета Брандейас в 2007 году.