До встречи президентов Сержа Саргсяна, Дмитрия Медведева и Ильхама Алиева в Казани осталась меньше недели. Время небольшое, поэтому стороны и посредники спешат «выложить на стол» все возможные аргументы, еще и еще раз обосновать свои позиции и предложения.
Накануне в комитете по международным делам Европарламента прошли слушания, посвященные карабахской проблеме и ходу ее урегулирования. В них приняли участие послы — сопредседатели Минской группы ОБСЕ от США и Франции Роберт Брадтке и Бернар Фасье, а также представитель Действующего председателя ОБСЕ Анджей Каспршик. Позиция всех участников была однозначна: сторонам конфликта пора положить конец воинственной риторике, а Европа должна “посылать более четкие сигналы о неприемлемости силового варианта”. Любопытно, что, по словам Роберта Брадтке, страны-посредники совершено едины в одном: новая война в регионе недопустима, и они ее не допустят. Это означает, что по некоторым иным вопросам могут сохраняться разногласия, но они меркнут на фоне сверхзадачи сохранения и укрепления мира.
Характерна для духа обсуждений речь депутата Иоанниса Кусулидиса, который к тому же является вице-президентом Европейской Народной партии. Осудив воинственные высказывания Ильхама Алиева (наконец, отметим, прозвучало конкретное, адресное обращение), Кусулидис подчеркнул, что «подобная риторика, гонка вооружений, напряженность и инциденты на линии соприкосновения могут вывести ситуацию из-под контроля, как это произошло в Грузии в 2008 году». Но не только излишняя воинственность вызывает неприятие азербайджанских подходов. Для европейского менталитета неприемлем наглый нахрап, столь свойственный Баку. По словам евродепутата, «в то время как Мадридские принципы призывают к будущему определению окончательного правового статуса посредством юридически обязательного волеизъявления, господин Алиев пытается навязать предусловия, заявляя при каждом удобном случае, что у Нагорного Карабаха не будет какого-либо статуса, кроме как «автономии» в рамках территориальной целостности Азербайджана». Разумеется, такого быть не может, поэтому процесс урегулирования зависит не от желаний азербайджанского лидера, а от того, проявят ли руководители противоборствующих сторон «достаточную смелость для продвижения соглашения».
Кстати, Кусулидис прекрасно понимает (и, разумеется, не он один), что «одобрение Степанакерта будет необходимо для Армении». Армения, напомним, уже заявила, что никакой окончательный мирный договор без участия в его разработке карабахской стороны создан быть не может. Поэтому «одобрение Степанакерта» необходимо в первую очередь не Еревану, а Баку: там должны понять, что при исключении войны (которой, как видим, никто допускать не собирается), они обречены возобновить переговоры с Арцахом. В Степанакерте, как известно, относительно Мадридских принципов имеются сомнения и оговорки. Поэтому мнение Карабаха в перспективе будет очень существенным фактором в ходе урегулирования.
Кстати, предусловий, которые пытается (по тюркской привычке?) навязать Азербайджан, не приемлет и Москва. На пресс-конференции, посвященной казанской встрече, представитель российского МИД Александр Лукашевич получил вопрос: «Будут ли предприняты какие-либо практические шаги, а именно вывод армянских формирований с оккупированных земель? Либо на этой встрече в очередной раз будут «нянчиться» с агрессором и оккупантом Арменией? Готова ли Россия принудить агрессора к миру или содействовать этому?» Понятно, что спрашивал человек предвзятый, скорее всего — представитель бакинского (или турецкого) СМИ. В ответ российский дипломат призвал соблюдать корректность, подчеркнув: «Хотел бы попросить коллег следить за лексикой. Используемые формулировки некорректны, а с учетом чувствительности процесса совершенно неприемлемы». При этом он не стал скрывать оптимизма, который российская стороны испытывает относительно саммита в Казани. По словам Лукашевича, «на будущей неделе лидеры Армении, Азербайджана и РФ примут решение по проекту основ урегулирования нагорно-карабахского конфликта». В этой связи существуют “большие ожидания”, поскольку формулировки документа неоднократно согласовывались министрами иностранных дел, удалось сблизить позиции по ряду ключевых вопросов. Президенты «рассмотрят эти наработки и примут соответствующее решение», — сообщил представитель российского дипведомства.
Причину такого оптимизма в какой-то мере чуть ранее раскрыл французский сопредседатель Фасье. Вольно или невольно, но он обнародовал примечательный факт: на весенней встрече президентов в Сочи главы Армении и Азербайджана, оказывается, уже «дали устное согласие» на предложенный им «обновленный вариант» Мадридских принципов. И теперь посредники, говорит Фасье, «сидят, скрестив пальцы, чтобы не сглазить» и ждут, что президенты официально и публично подтвердят свои слова. Это трогательное признание — показатель того, что уже ничего от сопредседателей не зависит, они свое слово сказали. Остается надеяться, что президент Медведев употребит весь свой авторитет и влияние, чтобы уговорить коллег сделать очень важный шаг на пути к миру.