Российское правительство может вскоре вступить в крупнейшую историю приватизации, по мере того как Кремль удваивает усилия по привлечению иностранных инвесторов и ускорению экономического роста. Новый приватизационный курс, который может стартовать в этом году, как ожидается, затмит собой предыдущие хаотичные предложения страны, во время которых нефтяные и металлургические активы распродавались имеющим широкие связи олигархам в начале 1990-е годов. Новым толчком для следующей крупномасштабной приватизации, как говорят эксперты, стала речь российского президента Дмитрия Медведева на прошлой неделе, в которой он призвал к меньшему государственному участию в экономике и пообещал больше приватизации.
Планы относительно второй волны массовой приватизации были впервые обнародованы в прошлом году, когда правительство заявило, что планирует привлечь около одного триллиона рублей (36 миллиардов долларов), распродавая государственные активы в течение ближайших трех лет. Медведев назвал этот план на прошлой неделе «слишком скромным», и приказал правительству пересмотреть его к 1 августа. Президент сказал, что хочет получить новый план, который ослабит герметичное сцепление государства с экономикой, и будет подразумевать отказ государства от мажоритарных долей в основных государственных компаниях. Он однако добавил, что государственные компании в тех секторах экономики, которые рассматриваются как стратегически важные, должны оставаться под государственным контролем.
Предложения Кремля включают продажу значительных долей в государственных компаниях «Роснефть», ведущем российском нефтепроизводителе, и Группе ВТБ, втором по величине банке страны, сказал журналистам в пятницу Аркадий Дворкович, главный экономический советник президента. Продажа государственных долей в других ключевых компаниях, таких как «Совкомфлот», «Сбербанк», «Россельхозбанк», Новороссийский морской торговый порт и Мурманский морской торговый порт, также стоит на повестке дня. Кремль рассчитывает увеличить доходы от продажи активов на 50% до 450 миллиардов рублей (16,1 миллиарда долларов) в будущем году, и ожидает получать как минимум аналогичные суммы ежегодно и в 2013, и в 2014 годах, сказал Дворкович.
В то время как прошлогодние приватизационные усилия были направлены в основном на то, чтобы залатать дыры в бюджете, эксперты рассматривают нынешний приватизационный курс как попытку Кремля усилить эффективность экономики. «В настоящий момент никаких особых дыр в федеральном бюджете, которые необходимо латать, нет», - отметил главный экономист в «Тройке-Диалог» Евгений Гавриленков. «Если цены на нефть остаются высокими, в рамках прогнозируемого уровня в 105 долларов за баррель, нефтяные доходы страны будут достаточными для получения сбалансированного бюджета в ближайшие пять месяцев».
Российский бюджетный дефицит достиг 5,9% ВВП в первые восемь месяцев года, и низкие цены на нефть угрожали ориентированной на экспорт природных ресурсов экономике страны, которая в последние годы стала извечным препятствием на пути модернизационных усилия президента Медведева. Но с глобальным ростом цен на нефть Кремль, кажется, спешит диверсифицировать экономику страны и в частности привлечь иностранных инвесторов. Но доминирование в экономике компаний с государственным контролем сводит на нет такие попытки, подрывая конкуренцию и угрожая инвестициям, провозгласил Медведев на прошлой неделе.
Новая риторика со стороны верховных российских лидеров, судя по всему, свидетельствует о том, что среди них сейчас наблюдается согласие по вопросу о необходимости положить конец государственному капитализму в стране. И президент Медведев, и премьер-министр Владимир Путин также говорили о бОльшем доступе иностранцев к российским компаниям. Путин, который еще будучи президентом создал ряд мощных государственных корпораций, заявил журналистам в Париже во вторник, что он и президент Медведев «разделяют мнения» по поводу развития России. «Я много раз говорил, в разных ситуациях и перед разной аудиторией, что мы не собираемся строить государственный капитализм», - цитирует Путина Reuters. «Создание государственных корпораций не преследовало цель увеличить долю государственной собственности. Целью этого было собрать вместе активы, консолидировать их и увеличить их капитализацию с тем, чтобы затем вывести их на рынок», - сказал Путин.
«Вопрос больше не в том, состоится или не состоится в ближайшее время массовая распродажа активов», - говорит Евсей Гурвич, директор Экономической экспертной группы. «В правительственных кругах наблюдается согласие по вопросу о том, что Россия должна реформировать свою ориентированную на экспорт сырья, монополизированную и контролируемую правительством экономику и начать строить рыночную экономику. И это не предвыборная уловка. К этому правительство вынуждают объективные обстоятельства».
Алексей Моисеев, главный экономист в «ВТБ-Капитал», заявил, что еще одним аргументом в поддержку мнения об искренности и энергичности, с которыми правительство, весьма вероятно, будет следовать нынешним курсом приватизации, является тот, что доходы от продажи активов не планируется направлять на расходы в рамках предвыборной гонки. «Я думаю, продажа активов будет следовать тому новому образцу, когда большая часть идет частным инвесторам», - сказал Моисеев. «Президент был очень конкретен, когда сказал, что хочет распрощаться с государственным капитализмом».
Тем не менее, ряд экспертов выразили опасения по поводу того, сможет ли правительство осуществить приватизацию с достаточной степенью прозрачности, чтобы привлечь частных инвесторов. «Нехватка конкурентных торгов, которые позволят частным инвесторам покупать государственные активы, сделает их (активы) уязвимыми для захвата «своими людьми», которые могут превратить государственные монополии в частные монополии», - заявил Гавриленков. Гурвич уверен, что единственным способом обеспечить то, чтобы эти активы не завершили свой путь в руках кремлевских инсайдеров с хорошими связями и не превратились в частные монополии - это «приватизировать и демонополизировать одновременно». Другой возможностью, говорит Гавриленков, является вариант провозгласить очередное «народное IPO» или массовую продажу активов прямым частным инвесторам или стратегическим приобретателям. «Если прошлый приватизационный опыт может служить сигналом, правительство, судя по всему, выглядит приверженным открытию экономики для частных внутренних и иностранных инвесторов».
Но прошлый опыт также включает в себя длинный список закулисных сделок, когда государственные активы в конце концов оказывались в руках таинственных покупателей, как это произошло в случае с активами ЮКОСа. «Самый сложный вопрос, вопрос на миллион - это вопрос о том, кто купит эти активы», - говорит Питер Уэстин (Peter Westin), главный стратег в «Атон-капитал». «Многое, конечно, будет зависеть от цены. Можно также предполагать, что некоторые активы, особенно в сфере транспорта, которая ранее являлась стратегическим сектором, будут проданы скорее группам, представляющим российские интересы, нежели иностранцам».
В условиях глобального роста цен на нефть некоторые эксперты уверены, что российское правительство, заваленное нефтяными доходами, может легко поддаться искушению избежать массовой приватизации. «Рост цен на сырье может действительно нарушить приватизационный процесс, повлияв на него в плане скорости», - говорит Уэстин. Но хотя колебаниям нефтяных цен часто приписывают вину за задержки в реструктуризации и проведении реформ, говорит он, есть причины ожидать, что предстоящая волна приватизации пройдет по плану. «Если мы поймаем президента на слове, то четкой целью является улучшение корпоративного управления и усиление прозрачности в государственных компаниях», - говорит Уэстин. «Это совсем другая повестка дня, и весьма вероятно, процесс будет продолжаться, какими бы ни были цены на нефть».