Вопрос предоставления статуса Армянской Апостольской церкви в Грузии стал камнем преткновения во время исторического визита Католикоса всех армян Гарегина Второго в Грузию. До визита Каталикоса армяне Грузии выражали надежду, что Гарегину Второму удастся достичь согласия в вопросе статуса армянской епархии в Грузии, а также добиться возвращения в управление Армянской епархии шести церквей, которые армянская сторона называет своими, а грузинская объявила спорными.
Визит продлился шесть дней, за которые стало очевидно - миссия Гарегина Второго провалилась, а грузинская сторона тактично дала понять, что претензии армян беспочвенны.
Наибольшее возмущения армян вызвало то, что Католикос-Патриарх Грузии Илия Второй в соборе Пресвятой Троицы в Тбилиси во время воскресной проповеди заявил: «Гарегин Второй молодой человек, и, наверно, ему необходимо больше опыта. Он умен, однако хочет сделать все быстро, что не получается». Армянские СМИ разразились такими гневными высказываниями в адрес своих соседей, что у непросвещенного наблюдателя может сложиться ощущение совершенного покушения на всех армян, проживающих в Грузии, и Гарегина Второго в частности во время его визита.
Однако истина в том, что армянам нужен еще один кусок чужих территорий, и в борьбе за чужие земли для них все средства хороши, в том числе и религиозные вопросы становятся разменной картой в этой сложной многоходовой партии, призом в которой должна стать мифическая «Великая Армения».
Вечный армянский вопрос «исторической родины» на территории разных стран остро встал для всего армянства на территории Грузии сразу после развала Советского Союза. Двадцать лет грузинский регион Самцхе-Джавахетия, на несчастье свое населенный преимущественно армянами, не дает покоя Еревану.
Уже не раз звучали обвинения Армении в том, что армянское население, живущее в регионе Самцхе-Джавахетия, притесняется со стороны грузинских властей, и намеки на то, что неплохо бы стать максимально независимыми от центра, то есть непосредственно от Тбилиси. Вездесущая армянская диаспора неоднократно обвиняла власти Грузии во всех смертных грехах, совершенных в отношении «многострадальных» армян, живущих в регионе Грузии, который, по мнению армян, на самом деле не является грузинской территорией, а вовсе даже наоборот.
Ну и, разумеется, при таком раскладе самое меньшее, что могут сделать власти Грузии, по мнению мирового армянства, это предоставить статус автономии Самцхе-Джавахети и объявить в этом регионе второй государственный язык - армянский, разумеется.
Мне, как представителю Азербайджана, хотелось бы предостеречь Тбилиси от подобного сценария развития событий, так как официальный Баку хорошо знает свойство Армении не довольствоваться малым.
Самцхе-Джавахетия чудом избежала участи Нагорного Карабаха. В 1985 году, когда мир жил в ожидании распада СССР, представители мирового армянства, собравшись в Афинах на 23-й съезд партии «Дашнакцутюн», поставили вопрос расширения границ Армении в ту или иную сторону.
Тогда с небольшим перевесом собравшиеся проголосовали за захват азербайджанских, а не грузинских территорий. Населенный в том числе и армянами Нагорный Карабах, который, будучи автономией Азербайджана, стал первым шагом на пути армянства к восстановлению мифической «Великой Армении». В этом была своя логика, так как Нагорный Карабах был автономной областью, в отличие от армянонаселенного региона Грузии Самцхе-Джавахети.
Однако наличие территорий, населенных армянами, да еще и в непосредственной близости от границ Армении, не дает Еревану, да и всем представителям армянства спать спокойно. И главное для Армении сейчас - добиться максимальной обособленности Самцхе-Джавахетии от Грузии и грузинских властей.
В понимании армян, автономия - это верное и успешное начало «ампутации» регионов чужих государств, населенных армянами.
Учитывая все вышесказанное, приходится признать, что для Грузии существует большой риск возникновения проблем на юге страны в армянонаселенном регионе. Для этого будет стараться не только армянская диаспора, но и некоторые внешние игроки, которым на руку дестабилизация ситуации в стране.