Дипломатический скандал, разразившийся на прошлой неделе в Москве из-за резких высказываний таджикских дипломатов в адрес Узбекистана, еще раз выявил острые противоречия в использовании водных ресурсов Центрально-азиатского региона.
14-го июня посольство Таджикистана в РФ опубликовало на своем сайте сообщение под названием «Водные ресурсы Таджикистана будут служить объединяющим фактором в Центрально-азиатском регионе», которое, кроме заверения таджикской стороны в соблюдении в вопросах водопользования интересов всех народов региона, было полностью посвящено претензиям в адрес Узбекистана.
Таджикские дипломаты обвинили его в усыхании Аральского моря, в противодействии выходу Таджикистана из энергетического кризиса и даже в способствовании развязыванию в их стране в начале 90-х годов прошлого века гражданской войны.
Также Узбекистану были поставлены в вину создание минных полей на границе, «отсутствие политического желания» в течение 20 лет открыть воздушный маршрут между Душанбе и Ташкентом, пренебрежительное отношение к лидерам других Центрально-азиатских стран и задержка железнодорожных составов с грузами, необходимыми для строительства Рогунской ГЭС.
«Руководство соседней республики пытается указывать Таджикистану, строить или не строить те или иные объекты, в данном случае Рогунскую ГЭС, на территории собственной страны, - говорится в сообщении. – Это, по нашему мнению, равносильно тому, что Таджикистан выступал бы против бурения или разведывания месторождений газа и нефти на территории Узбекистана».
В ответ 18-го июня посольство Узбекистана в РФ на своем сайте опубликовало сообщение «О фактах и эмоциях», где обвинило своих таджикских коллег в «откровенно тенденциозных оценках и выпадах», а также «необоснованных обвинениях в адрес Узбекистана».
После чего по пунктам опровергло все претензии посольства Таджикистана. В частности, сославшись на международные договора и конвенции ООН, посольство Узбекистана сделало следующий вывод:
«Таким образом, утверждения посольства РТ о том, что планы строительства Рогунской ГЭС являются только внутренним делом их страны, не соответствуют нормам международного права».
Также Таджикистан был сам обвинен в задержке решения региональных водно-энергетических проблем.
Как указано в сообщении узбекских дипломатов, «именно из-за позиции Душанбе в последние годы страны нашего региона не могут достигнуть договоренности по ежегодным объемам водозабора из Амударьи и Сырдарьи для каждого из государств региона в рамках Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии».
Оба сообщения – как таджикской, так и узбекской стороны – были подписаны пресс-службами посольств, но, как правило, каждое слово в подобных сообщениях согласовывается «на самом верху».
Весьма символично, что «обмен любезностями» со стороны посольств произошел накануне и через несколько дней после юбилейного саммита ШОС, что нельзя рассматривать иначе, как желание еще раз привлечь внимание к острому конфликту в проблеме водопользования между двумя странами.
Этот конфликт возник потому, что государства Центрально-азиатского региона объединены единой экологической системой, определенной, в основном, двумя крупными реками - Амударьей и Сырдарьей.
По мнению руководства Узбекистана, Киргизия и Таджикистан, где берут свое начало эти реки, стараются использовать их воды, исключительно, в своих интересах, что наносит ущерб странам, находящимся в низовьях – Узбекистану, Казахстану и Туркмении.
Проблему усугубляет естественное маловодье, которое в последние годы приносит немало проблем дехканам Узбекистана, где сельское хозяйство основано на орошаемом земледелии.
По мнению ряда экспертов, при наличии единой экосистемы гидросооружения в верховьях рек должны строиться и эксплуатироваться совместными усилиями всех стран региона.
Однако, как считают эксперты, реальному соглашению в этой области мешают не только амбиции лидеров государств Центральной Азии, но и желания зарубежных компаний осуществить инвестиции в проекты строительства гидроэлектростанций в Киргизии и Таджикистане.