Победа в парламентских выборах Турции партии Эрдогана вызвала такое воодушевление в Азербайджане, словно это был их второй успех на «Евровидении». Должностные лица самого разного калибра, политические деятели, даже духовный лидер Пашазаде поторопились поздравить премьер-министра «матери»-страны с «предвиденной впечатляющей победой».
Турецкая сторона, однако, излияниям не предалась. Пока в Баку ожидали, что свое первое зарубежное посещение Эрдоган совершит в Азербайджан, последний хладнокровно принял решение в первую очередь посетить Египет, потом «несколько позже - Северный Кипр и Азербайджан». Как видим, Эрдоган в повестке дня внешней политики Турции Азербайджану отводит «важность» 3-го плана. То есть, вовсе не придает важности «координированию шагов старшего и младшего братьев», на что ему намекнул Ильхам Алиев в направленном после парламентских выборов поздравительном послании.
Зачем Эрдоган оправляется в Египет и почему планирует выступить на революционной площади Тахрир - это вопрос сферы большой политики. Достаточно сказать, что ему не удалось обеспечить в парламенте такое присутствие, которое позволило бы без содействия иных сил изменить конституцию и сделать еще «один шаг в направлении Евросоюза». А до этого Турцию посетил президент Франции Саркози и «взгляд этой страны направил в сторону Востока», где ситуация сложна.
Азербайджан, таким образом, пытается предстать на символизирующей революционное пробуждение площади Тахрир и намекнуть, что его страна помогает преобразованиям на Ближнем Востоке. А президент Гюль, в свою очередь, сказал, что Турция «готовится признать независимость Палестины». Об этом, может быть, будет говорить и Эрдоган. Естественно, мишенью его нападок может стать «сионистский режим». Проблема в том, что с последним довольно тесные связи имеет Азербайджан, который и готовится открыть в Баку посольство Израиля. И логично, что избравший путь обострения противоречий с Израилем Эрдоган не мог вначале посетить Азербайджан, а после - Египет. Иначе арабский мир не поверил бы «готовности» Турции защищать суд Палестины.
Очень интересно то, что Эрдоган намерен побывать также в турецком отрезке Кипра, который не признан со стороны международного сообщества. А одним из предусловий членства Турции в Евросоюзе является вывод турецких оккупантских сил из северного Кипра и мирное воссоединение государства-острова.
Турция, однако, не только не идет навстречу увещеваниям европейского сообщества, но и еще больше пытается «узаконить существование турецкой республики Кипра». По большому счету, конечно, эту линию защищает также Азербайджан, который имеет с этой «страной» не официальные, но довольно углубленные связи. Однако Баку опасается их узаконивания по понятным причинам.
Укладывается ли совершаемый Эрдоганом визит в северный отрезок Кипра в рамки международного права и практики дипломатических отношений? Однозначно - нет. И это, вряд ли, не понимают в Турции. Тем не менее, «лидер турецкого мира» бросает вызов международному сообществу. Но это, в первую очередь, удар по турецко-азербайджанской солидарности. Поскольку, посещая северный отрезок Кипра, Эрдоган, словно, намекает Азербайджану, что не намерен во имя прихоти последнего пожертвовать своим материальным интересом.
О «необходимости дальнейшего синтезирования усилий Турции и Азербайджана» в международных отношениях сказано также в направленном Эрдогану послании. А один из азербайджанских парламентариев, несомненно, будучи чрезвычайно воодушевленным легендой относительно «значимости» собственной страны, даже поторопился довольно вульгарным тоном сказать, что «Анкара поняла, что стратегическое сотрудничество с Азербайджаном альтернативы не имеет». Ответ Эрдогана был цинично справедливым: Для Турции нет альтернативы тому, чтобы «повернуть на Восток» и настоятельно содействовать «турецкой республике Кипра». Это те рычаги, которые нужны ей для того, чтобы найти свое место в большой политике.
А Азербайджан? Когда «незаконнорожденный» становится навязчивым до отвращения, «отец» ему просто дает оплеуху. Вот Турция и дала оплеуху Азербайджану.