Большинство аналитиков склонно считать, что российская активность, идя постепенно на убыль, снизойдет до уровня формального участия в процессе. Эту точку зрения в основном отстаивают представители западного экспертного сообщества. Российские же аналитики предрекают новую волну активности со стороны Кремля, мотивируя свою точку зрения тем, что постсаммитовская резкая реакция президента Д. Медведева была вызвана желанием урезонить стороны конфликта, чтобы последние осознали ответственность за судьбу процесса.
Так или иначе, ясно, что Россия не сдаст позиции лидирующего звена в посреднической тройке. И не только потому, что США ее подсиживают или же вынашивают альтернативные схемы для урегулирования проблемы. Москва, застолбив за собой пространство СНГ в качестве зоны собственной ответственности, имеет большее влияние на стороны конфликта, чем кто бы то ни был. Наряду с этим Москва напоминает, что именно благодаря ее усилиям в 1994 году было достигнуто временное перемирие, и доведение этого процесса до логического конца является ее моральной обязанностью. И потом, не следует сбрасывать со счетов и такой аспект, как приобретение политических дивидендов от успешного миротворчества. В тот самый момент, когда в мире полыхает не один межэтнический конфликт, когда сообщество думает над выработкой приемлемых механизмов разрешения межэтнических и территориальных споров, успех в миротворческой миссии в карабахской дилемме станет для Москвы мощным геополитическим подспорьем.
Наконец, на этом фоне немалый интерес вызывают вопросы, связанные с изменением позиций непосредственных участников конфликта. С чем они сойдутся на следующем этапе контактного процесса, насколько в их подходах возобладает прагматизм, наконец, на какие уступки согласятся они, чтобы не растерять политический капитал, не разочаровать свои общества и мировое сообщество?
Доподлинно ясно, что проблема уступок занимает главное внимание сторон. Баку, следуя избранной стратегии, непреклонен в своей убежденности, что территориальная целостность стоит вне повестки обсуждений. При этом Азербайджан готов дать мятежному региону самый высокий статус в рамках собственной государственности. Вопрос референдума Баку также не отклоняет, оставляя свободное временное пространство для его проработки в будущем. Наконец, утвержденный международными посредниками блок Мадридских принципов Азербайджан безоговорочно принимает как приемлемый алгоритм для вывода ситуации из замороженного состояния. Обещая последовательно следовать предписаниям этих принципов, соглашается обсуждать отдельные вопросы и детали, вытекающие из утвержденного международным сообществом и посреднической миссией свода положений.
Наряду с этим в Армении происходят процессы, в которых отчетливо просматриваются раздвоения позиций, где власть то и дело отвлекается на всевозможные обстоятельства и демарши внутренних сил.
Даже телодвижения третьеразрядных партий и группировок становятся причиной внутренних обострений в Армении, в чем можно было убедиться и до казанской встречи, и в чем убеждаются многие после нее. Президент Серж Саркисян в попытке воссоздать картину домашнего консенсуса пускается в бесперспективные игры с силами, которые реальной социальной базы и то не имеют. При этом критика главы государства с каждым днем все более усиливается, и многочисленные оппоненты обвиняют его в политическом бессилии и недееспособности.
Даже местное экспертное сообщество все больше склоняется к мысли, что карабахская дилемма де-факто превратилась в лакмусовую бумажку для конфигурации будущих внутриполитических процессов Армении. И в этом контексте большинство экспертов считают, что власти страны стараются ублажить оппонентов всех мастей, чтобы в будущем уступки Азербайджану не вышли бы боком для партии С.Саркисяна.
Примечательно, что в инициированном Ереваном диалоге с главной структурой оппозиции - Армянским национальным конгрессом - пробивается взаимопонимание. И сторонники жесткой линии в вопросе карабахского урегулирования полагают, что С.Саркисян успел спеться с Левоном Тер-Петросяном, и что их устраивает конформизм, то есть принятие уступок в угоду собственным корпоративным интересам. Потому партии и объединения, рьяно радеющие за интересы национальной государственности, предупреждают, что отход от занятых азербайджанских территорий, равно как и сдача интересов "Нагорно-Карабахской Республики", будет расцениваться как предательство и измена.
Партия власти, выслушивая жесткую критику в свой адрес, снова перешла на режим жесточайшего молчания. И это несмотря на то, что ее громят все, кому не лень. Даже коммунисты, которых в стране осталось-то кот наплакал, предупреждают и предостерегают президента от соблазна пойти на уступки Азербайджану.
В складывающихся обстоятельствах президент зримо теряет почву под ногами, показывая слабость своей команды и отсутствие серьезной подготовки, необходимой для уверенного позиционирования. Ведь будучи в роли обороняющегося даже во внутриполитической обстановке, он не сможет стать полноценным участником переговорного процесса вокруг карабахского урегулирования. По свидетельству надежных источников, даже внутри Республиканской партии позиции С.Cаркисяна сегодня выглядят намного пошатнувшимися, чем год назад. Есть все основания говорить, что президент отступает по всему периметру политического фронта, давая шанс даже самым слабым соперникам, которые кучкуются вокруг полюсов его противников в надежде дорваться до властного пирога.
Враги вовремя смекнули, что президент дал слабину, и хотят заманить его в тот же карабахский капкан, который в свое время подорвал карьеру Л.Тер-Петросяна, открыв дорогу к олимпу власти карабахскому клану. "Славное военное прошлое и головокружительная политическая карьера С. Саркисяна" остались в прошлом, и сегодня на глазах у всех глава государства большими шагами движется в направлении политического дефолта. И до казанской встречи, и после нее всплыли неопровержимые доказательства о том, что всем заранее был известен ее результат. Достаточно об этом были осведомлены и посредники. Но они лелеяли мечту, что им будет под силу уговорить С. Саркисяна принять уже обсужденные положения Мадридских принципов и вплотную приблизиться к выработке итогового соглашения о перемирии с Азербайджаном. Но случись такое, армянский президент привел бы в действие спусковой крючок политического самоубийства. Ведь недаром перед визитом в Татарстан он провел консультации с лидерами политических партий Армении. Это было сделано с расчетом, чтобы нейтрализовать неприятие оппонентов, внушить им мысль, что власть в главной проблеме считается с мнением всех политических сил, и, наконец, создать видимость внутриармянского консенсуса. Собственно, это и стало самоцелью С.Саркисяна, который заручился правом временного пользования кислородной подушкой в условиях острой политической асфиксии.
Но на данном этапе полумерами ситуацию спасти ему и так не удастся. Вопросы и внутренней политики, и внешней его буквально преследуют, угрожая добить на первом же крутом повороте. Оппозиция не намерена отступать. Хоть она и разношерстна, но уже демонстрирует способность к консолидации, чтобы не позволить С.Саркисяну маневрировать ни дома, ни на выезде. При этом представители внутренних сил соглашаются с тем, что Армения скатилась до края пропасти, и что с каждым днем набирает обороты деградация, угрожающая национальной независимости.