После Словакии, Чехии и Венгрии пришел черед Польши среди «новых» членов, чтобы взять на себя президентство в Евросоюзе. Семестр начинается в пятницу. Предшествующие оставляли желать лучшего. Словения в 2008 году координировала деликатный переход к независимости Косово, постоянно склоняясь перед волей Вашингтона. Еще более худшая ситуация выпала на долю Чешской республики: в течение шести месяцев ее руководства Евросоюзом правительство страны было вынуждено уйти в отставку. Венгрия, которая сейчас передает руль Варшаве, остро критиковалась за противоречивый закон, касающийся средств массовой информации, одобренный накануне ее вступления в руководство Евросоюзом, а также за новую Конституцию, в которой утверждались спорные этно-националистические ценности. Таким образом, наилучший проект, который продвигал Будапешт, касающийся обширной стратегии Евросоюза, нацеленной на включение цыган, отодвинулся на второй план. Однако, создается впечатление, что у Польши есть все предпосылки к тому, чтобы оставить положительный след после своего правления. Этому может способствовать счастливая конъюнктурная ситуация, в которой пребывает страна. На политическом уровне либерально-консервативное правительство во главе с Дональдом Туском находится у власти с 2007 года и продолжает иметь большую поддержку избирателей. Ожидается, что после выборов в октябре оно останется у власти. Прекрасная ситуация складывается и в экономике. Польша вместе с Германией — единственные страны Евросоюза, в которых во времена кризиса наблюдается устойчивый экономический рост.
Моральный дух у поляков высок. Они знают, что руководство Евросоюзом — это прекрасная возможность продемонстрировать зрелость страны и готовы играть предназначенную им роль в Европе. «Отныне Польша превратилась в настоящую демократическую страну, и именно это мы хотим продемонстрировать во время нашего руководства Евросоюзом», - утверждал несколько дней тому назад министр по европейским делам Mikolaj Dowgielewicz. В общем, остается признать, что Польша — это нация не из другой половины Европы, она не является и первой среди второклассных стран, а это настоящее европейское государство. Точка, и хватит об этом говорить.
Это европейское государство, чтобы стать таковым, вело тяжелую борьбу, о чем напоминает присутствие на эмблеме президентства незабываемого флага «Солидарности», профсоюза, который добился победы над коммунизмом.
Польша в эти предстоящие шесть месяцев намерена не только продвигать свой имидж. Действительно, существует целый список приоритетных задач, которые надо осуществить, начиная с двух кризисных ситуаций в Греции и в Ливии. Премьер-министр Дональд Туск несколько дней тому назад призвал своих европейских коллег преодолеть национальный эгоизм и спасти без промедления Афины, что будет способствовать укреплению стабильности Евросоюза. Между прочим, он добавил, что хотя Польша и не входит в еврозону, она возьмет на себя часть ответственности на финансовом уровне.
Что касается Ливии, то министр иностранных дел Радослав Сикорский стал первым среди глав министерств иностранных дел стран Евросоюза, посетивших в мае Бенгази, оплот восставших. Есть намерение в течение предстоящего семестра открыть в этом городе представительство Евросоюза, чтобы обеспечить оппозиционные Каддафи силы советами и информацией, касающейся реформ и переходного периода.
Ливийский вопрос ставит на повестку дня необходимость большей интеграции армий стран Евросоюза, на чем настаивают поляки. Эта тему они принимают близко к сердцу также и потому, что решение Обамы не размещать на территории Польши противоракетный щит разочаровало их, сделало чуть менее проамериканскими и чуть более проевропейскими.
Но программа на этом не кончается. Хотя Ливия остается на первом месте, Варшава намерена вновь поднять вопрос об интеграции своих ближайших «зарубежных соседей», способствуя подписанию коммерческих договоров с Украиной, Грузией, Молдавией и Белоруссией.
Есть и намерение сдержать Россию. Правда, диалог с ней возобновился, но все-таки Польша глядит на нее с обычным (законным) подозрением. Поэтому Польша включила в повестку своего президентства и вопрос об энергетической зависимости от русских, настаивая на диверсификации энергоснабжения. Пробить брешь в стене будет тяжело из-за того, что многие страны Евросоюза поддерживают тесные отношения с Кремлем и Газпромом.
Трудно будет и утрясти европейский бюджет на 2014-2020 годы, который будет обсуждаться в ближайшее время. Поляки хотят, чтобы он был увеличен и слегка ориентирован на экономический рост. Возможно, это не понравится немцам, французам и британцам, но Варшава намерена устроить сражение. С другой стороны, питать амбиции не возбраняется тем, кто претендует на то, что имеет вес.