Многие мелкие бедные страны обнаружили, что дипломатическое признание – это важный ресурс, имеющий высокую рыночную ценность. Более того, это ценный ресурс, который не продается, а только предоставляется.
Например, ряд стран Африки, Латинской Америки и островные нации Тихого океана обнаружили, что очень выгодно регулярно менять свою позицию в отношении официального дипломатического признания истинного правительства Китая в пользу то Пекина, то Тайваня.
Каждая такая перемена лояльности сопровождается внушительными ссудами, которые обычно оформляются как программа помощи или как займы на развитие с низкой процентной ставкой.
Две островные тихоокеанские нации особенно привержены к такого рода рыночным спекуляциям: это Науру и Вануату. Однако в 2009 году Науру расширил свою традиционную игру между Пекином и Тайванем, и стал четвертой в мире страной, официально признавшей в качестве независимых государств два отделившихся района Грузии: Абхазию и Южную Осетию.
Науру создал довольно живую экономику, основанную на том, что страна является налоговым раем и местом для отмывки сомнительных российских денег, и в данном случае благодарность Москвы, ведшей в 2008 году войну с Грузией и оккупировавшей два эти анклава, оказалось весьма ощутимой. Науру получил от Москвы 50 миллионов долларов «гуманитарной помощи».
Видимо, этот сценарий решил повторить премьер-министр Вануату Сато Килман (Sato Kilman), заявивший в конце мая, что его правительство тоже признает Абхазию как независимое государство.
До провозглашения в 1980 году независимости, Вануату, архипелаг из 82 мелких островов, растянувшихся в длину на 1 300 километров, был совместной англо-французской колонией Новые Гебриды. Экономика это страны основывается преимущественно на сельском хозяйстве, рыбной ловле, туризме - и на том, что здесь уклончиво называют «финансовыми услугами». Вануату - налоговый рай, который дает своим банковским клиентам защиту от нескромных глаз и от законодательства, регламентирующего долговые обязательства.
Поэтому Килман, вполне вероятно, может рассчитывать на пополнение национальной казны, в обмен на признание Абхазии, подарками от Москвы. 23 мая он подписал документ об официальном признании Абхазии, министр иностранных дел которой, Максим Гунджия, подтвердил, что копия этого заявления, переданная Вануату курьерской почтой, уже в пути.
«Никто никому ни за что не платит», - заявил Гунджия в ответ на прямо поставленный перед ним вопрос. Но если он, вероятно, может с полным основанием говорить о собственном правительстве, то о Москве он не вправе высказываться столь же определенно.
Однако через три дня возникла неловкая ситуация, когда посланник Вануату в Организации Объединенных Наций, Дональд Калпокас (Donald Kalpokas), заявил, что ему ничего не известно об этом жесте. Более того, он добавил, что «спросил в столице, верно ли это, и получил категорически отрицательный ответ».
Однако через пару дней после этого министр иностранных дел Вануату, Альфред Карло (Alfred Carlot) выступил с заявлением, записанным на видео, о том, что – да, его правительство признало независимость Абхазии.
И так было до 16 июня, когда в бурной внутренней политике Вануату произошел очередной катаклизм. Верховный суд в столице, Порт-Вила, вынес определение, что избрание парламентом в декабре прошлого года Килмана на должность премьер-министра было незаконным, поскольку оно не было проведено путем тайного голосования.
Килман был отстранен от должности, и исполняющим обязанности премьер-министра до того, как парламент проведет новые, организованные должным образом выборы был назначен Эдвард Натапеи (Edward Natapei).
Если подумать, довольно странно, что в такой ситуации, когда есть много более насущных вопросов, которыми приходится заниматься, одним из первых актов Натапеи в первые дни после того, как он приступил к своим новым обязанностям, стало изменение позиции страны в отношении признания Абхазии.
В его заявлении указано, что только Россия, Никарагуа, Венесуэла и Науру признали Абхазию, а Организация Объединенных Наций и все прочие страны в мире считают эту территорию неотъемлемой частью Грузии. Признание государства Вануату, по его словам, было отозвано. И такая политика больше не может быть действенной.
26 июня парламент Вануату провел выборы по всем правилам, тайным голосованием, и Килман одержал победу над своим соперником, Сержем Вохором (Serge Vohor), бывшим премьер-министром, при 29 голосах против 23 на заседании, в котором приняли участие 52 члена парламента.
Впрочем, у Килмана восстановление официального признания Абхазии, может быть, и не окажется одним из первых пунктов повестки дня. Килман заявил, что он хочет в срочном порядке рассмотреть распоряжение, отданное Натапеи во время его краткого пребывания на посту премьер-министра, в соответствии с которым Килман и все его министры должны возместить зарплаты, выплаченные им в период их пребывания у власти с декабря прошлого года, после технически незаконно проведенных выборов.
Затем еще есть юридическая жалоба, поданная Натапеи, который заявляет, что якобы Килман и четыре его министра лжесвидетельствовали во время дачи показаний в Верховном Суде.
Не приходится сомневаться в том, что, когда с этими неприятностями разберутся, вопрос о признании Абхазии (и благодарности Москвы) вновь выплывет на поверхность.