Основанная в 2001 Шанхайская Организация сотрудничества (ШОС) ныне охватывает страны, занимающие около 60% территории Евразии, в которых проживает четверть населения земли. Если добавить сюда государства, имеющие статус наблюдателей и являющиеся потенциальными членами организации, то окажется, что аффилированные с ней образования в совокупности охватывают половину человечества. ШОС была образована Россией, Китаем и четырьмя среднеазиатскими странами (за исключением Туркменистана) как организация взаимной безопасности, с целью обеспечения мира, безопасности и стабильности в регионе. Ее основная область интересов включала связанные с безопасностью стран Центральной Азии проблемы терроризма, сепаратизма, экстремизма и наркоторговли. Действуя в пределах этих ограниченных рамок, ШОС имел на своем счету довольно скромные достижения. До сих пор ее самым успешным подразделением была Региональная антитеррористическая структура (РАТС). Центральная Азия была частью «Большой игры», которая велась с самого момента развала Советского Союза. США, на тот момент сохранявшие безусловное положение сверхдержавы, пытались распространить свое влияние на этот регион, заполняя вакуум, созданный Советской Россией.
Теперь, когда США сами попали в ловушку из-за своей злополучной войны в Афганистане и пытаются найти стратегию достойного выхода из нее, в связи с истощением экономических ресурсов, необходимых для поддержания огромных военных расходов на эту кампанию, роль ШОС после завершения этой войны, видимо, станет более активной. Кроме того, развивающиеся региональные державы, входящие в состав ШОС, имеют в своей казне достаточно наличности, чтобы вкладывать в стабильность и развитие региона. Кроме того, отмечается стратегическое сближение между региональными игроками по вопросу о мире и стабильности в регионе, поскольку это не только приведет к интеграции Центральной Азии с Южной, но и станет благом для половины населения земли, проживающей в этом регионе.
Кроме того, увеличение относительной значимости ШОС по сравнению с Организацией Североатлантического договора (НАТО) происходит и за счет ряда других геополитических факторов. Самым важным из них является улучшение в последнее время отношений между Россией и Евросоюзом. Известно, что Европа довольно сильно зависит от российского газа. Российско-украинский газовый спор два года назад обнаружил уязвимость Европы к любому подобному перерыву в подаче газа. Кроме того, сотрудничество Москвы с двумя крупными европейскими державами, Францией и Германией, укрепилось и в других сферах. Германия и Россия вместе строят газопровод «Северный поток», который будет поставлять природный газ из России в Германию; Кремль сейчас как раз занимается приобретением десантных вертолетоносцев класса «Мистраль» у Франции для российского военно-морского флота. Это первая крупная сделка между Россией и Европой по приобретению оружия со времен Второй мировой войны. К тому же Германия и Франция противятся идее экспансии НАТО на восток. Именно из-за их позиции оказались отложенными планы по включению в состав НАТО Украины и Грузии. Индивидуальные национальные интересы таких стран, как Франция, Германия и Польша уже начали омрачать их сотрудничество в составе НАТО. США противятся сделке с продажей кораблей «Мистраль». Видимо, не достигнуто единое мнение и по вопросу о планах Вашингтона об установлении системы противоракетной обороны в Восточной Европе и по обустройству военных баз на территории бывших советских государств.
Если Россия располагает энергетическим рычагом, то Китай, со своей стороны, является экономической сверхдержавой, с которой тоже приходится считаться. В ситуации, когда Европа шатается под тяжестью самого крупного за всю историю финансового кризиса, а еврозона находится на грани распада, Китая простирает «руку помощи» и дает понять, что собирается приобрести европейские облигации, что поможет странам зоны евро удержаться на плаву. Во время своего недавнего визита в Европу китайский премьер-министр Вэнь Цзябао заявил: «Китай в настоящее время увеличил покупку правительственных облигаций ряда европейских стран, и мы не сокращаем наши запасы евро». «В будущем, как мы поступали и в прошлом, мы будем поддерживать Европу и евро», - добавил Вэнь Цзябао. Благодаря этому экономическому могуществу Китая сегодня можно видеть, как многие европейские лидеры восхваляют Китай, не поднимая шума в связи с сообщениями о том, как в стране «соблюдаются» права человека.
Смысл всего этого ясен. С подъемом Азии мир стал более интегрированным и более взаимозависимым. Европа нуждается как в Китае, так и в России. Роль Европы в НАТО будет определяться индивидуальными отношениями между отдельными странами-членами блока с остальным миром. Проблема сотрудничества явственно обозначилась даже в рамках НАТО. Многие страны-члены НАТО были против военной акции в Ливии, за которую агрессивно ратовали Америка, Великобритания и Франция. Большая часть стран-членов НАТО до сих пор стоит за политическое урегулирование ливийского конфликта. Германия, играющая в НАТО важную роль, воздержалась от голосования в Совете безопасности ООН по вопросу установления «зоны запрета полетов» над Ливией.
Сегодня, когда могущество НАТО явно идет на убыль, ШОС, со своей стороны, становится день ото дня сильнее, по мере того как страны-члены этой организации развиваются в техническом и экономическом отношении с головокружительной быстротой. ШОС обеспечила азиатским странам возможность работать над созданием многополярного мира, взяв в свои руки процесс обеспечения мира в регионе. Будущее ШОС зависит от отношений между странами в пределах этой организации, а также от их сотрудничества в других сферах. Судя по впечатляющим успехам их товарищеских отношений на платформе таких организаций как BRICS (БРИК+Южная Африка), BASIC (Бразилия, Южная Африка, Индия и Китай) и др., расцвет ШОС представляется неминуемым.