Если бы вы были Булатом Чагаевым, если бы вы были чеченцем, если бы у вас было много денег, если бы вы купили «Ксамакс» из Невшателя, если бы Сильвио Бернаскони (Silvio Bernasconi) вам его продал, если бы вы ощущали привязанность к вашим корням, вашей стране, у вас бы появился соблазн добавить слово из вашего языка к названию вашей новой команды?
Уверен, что да. Да, вам было бы очень приятно отправить оставшейся в Чечне престарелой маме или папе, или же вашему дяде, тете, няне, или хотя бы семейному доктору фотографию стадиона «Маладьер», на котором, наконец, была воплощена в жизнь ваша детская мечта: подсвеченная неоном надпись из трех слов Невшатель «Ксамакс Вайнах». И если бы вам все настойчиво твердили о том, что менять названия нехорошо, вы бы ответили: «В конце концов, дамы и господа, клуб живет только на мои деньги, я его новые легкие, которые не дают ему задохнуться. Если бы не я, не было бы у вас ни Невшателя, ни «Ксамакса», ни Вайнаха. Вообще ничего. Так что скажите мне, дамы и господа, какие права есть у меня, Булата Чагаева?»
Всем этим я не хочу сказать, что Булат Чагаев мне симпатичен или что я согласен с его решением. На самом деле его манера обращаться с людьми настолько же жестока, как и поведение опьяненных властью нуворишей. Тем не менее, я все равно считаю, что мир меняется, народы смешиваются. Слияние коммун в нашей стране наглядно демонстрирует, что вокруг нет ничего незыблемого, способного существовать без изменений еще тысячи лет. Названий футбольных клубов это уж точно не касается. Чагаев – это тот, кто он есть. Посмотрим, куда он нас заведет, но, признайте, он и сейчас заслуживает определенных прав. Или же ему нужно ограничиться удовлетворением запросов и требований фанатов клуба? Он легко может смести все старое, но ведь не делает этого. В названии команды он сохраняет «Невшатель» и «Ксамакс» и просто хочет добавить «Вайнах», слово, которое ему так близко, которое означает «народный».
К тому же, все это по сути не так и важно. Мы могли бы сказать ему, что это неплохая идея, предложить устроить официальные «крестины», организовать на стадионе праздник, пригласить людей, накрыть огромные столы со швейцарскими и кавказскими блюдами и невшательским вином. Разрядить атмосферу. По правде говоря, мне абсолютно наплевать на то, называется ли клуб «Ксамакс» или «Ксамакс Вайнах». Это полная ерунда. Вспомните о том, как швейцарское футбольное руководство некогда переименовало национальный чемпионат в честь спонсора, Суперлига Axpo, руководствуясь в создании этого гибрида исключительно коммерческими соображениями. А Кубок Швейцарии, старый добрый Кубок Швейцарии превратился в Кубок Swisscom. Тоже из-за экономических интересов. И, если мне не изменяет память, никто особенно не возмущался. Так что происходит сейчас?