Москва – Россия отметит 450-ю годовщину храма Василия Блаженного открытием выставки, посвященной юродивому, который дал свое имя этому неотъемлемому символу России.
Василий не носил одежды даже в жестокие русские зимы и был одним из немногих москвичей, которые осмелились критиковать тирана Ивана Грозного.
Иван, чьи жестокие казни унесли десятки тысяч жизней, опасался Василия как пророка человеческих сердец и разума. Он лично нес гроб Василия к могиле, которая была вырыта сразу за Кремлем. Собор, построенный по распоряжению царя в ознаменование победы над татаро-монголами был поставлен на захоронении.
Заместитель министра культуры Андрей Бусыгин заявил в пятницу, что выставка, открывающаяся во вторник, это часть серии мероприятий по празднованию, проходящему в соборе после десятилетней реставрации, которая обошлась в 14 миллионов долларов. Выставка состоит из икон святого Василия и других святых, которые были известны как блаженные.
Выставка пройдет в рамках обширных празднований годовщины собора, среди которых служба Патриарха РПЦ Кирилла и вечерний колокольный звон.
Собор является символом России, сказал Бусыгин. То, что храм выстоял – это чудо, считает он.
Здание сильно пострадало в 1917 от большевиков, захватывавших Кремль. Во время гражданской войны и голода его подлатали. Тогда это делали тем, что попадалось под руку, рассказывает Андрей Баталов, заместитель директора Музеев Кремля.
Ранние коммунистические лидеры, которые преследовали любую религию и уничтожили десятки тысяч религиозных зданий, хотели взорвать здание, так как оно мешало военным парадам, и только превращение собора в музей спасло его.
За век до этого Наполеон приказал взорвать храм при отступлении из Москвы в 1812 году, но сильный дождь не позволил огню распространиться.
Изначально названный храмом Святой Троицы, он стал известен, потому что там похоронен святой Василий.
Дизайн его девяти цветных куполов луковичной формы, комбинация традиций российской деревянной архитектуры с византийским и мусульманским влиянием позволили построить уникальное здание.
Баталов заявил, что реставрация была направлена на воссоздание облика здания образца конца XVII века.
К тому времени собор стал символическим Новым Иерусалимом и центром процессии в Вербное воскресенье со знаменитым «шествием на осляти» Патриарха.