Вопрос о том, окажет ли Китай Северной Корее военную поддержку, если на Корейском полуострове вспыхнет война, вновь оказался в центре обсуждения. В контексте пятидесятилетия подписания договора о дружбе между странами тема автоматического вмешательства Китая на стороне Северной Кореи, которая еще недавно считалась окончательно отошедшей в прошлое, опять приобрела актуальность. Это тревожащее и прискорбное обстоятельство наглядно показывает, насколько проблемной стала политическая ситуация на полуострове и вокруг него.
Вторая статья Договора о взаимопомощи и сотрудничестве между Китаем и Северной Кореей от 1961 года гласит: «В том случае, если одна из договаривающихся сторон подвергнется вооруженному нападению со стороны какой-либо державы или группы держав и окажется, таким образом, в состоянии войны, другая договаривающаяся сторона незамедлительно окажет ей военную и другую помощь всеми имеющимися у нее в распоряжении средствами».
Когда по окончании холодной войны политическая ситуация изменилась и Сеул установил дипломатические отношения с Пекином, на это положение договора многие перестали обращать внимание, сочтя его мертвой буквой. Однако в связи с новым ростом напряженности между Северной Кореей и Южной Кореей, обстоятельства изменились. В прошлом году официальный представитель китайского министерства иностранных дел даже специально подчеркнул, что отменять или изменять эту статью не планируется.
Это не только проблема двух Корей. В субботу Соединенные Штаты, Япония и Австралия начали совместные военные учения в водах к северо-западу от Борнео. Оттуда недалеко до островов Спратли (Наньша), за суверенитет над которым Китай спорит с соседними странами Юго-Восточной Азии. Кроме того Соединенные Штаты запланировали провести в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях совместные учения с Филиппинами, Вьетнамом и Тайванем. В прошлом месяце в ходе саммита министров иностранных дел и обороны США и Японии (в формате 2+2) стороны постановили, что им следует укреплять трехсторонние союзы с участием Австралии, Южной Кореи и Индии, в которых они обе (по отдельности) состоят. Это решение было явно направлено против Китая. Естественно, что Пекин был им недоволен, и региональная гонка вооружений продолжила набирать обороты.
Если смотреть на происходящее в широкой перспективе, межкорейские трения окажутся одновременно побочным продуктом происходящих в Азии перемен и одной из их движущих сил. Политическая ситуация стремительно движется к конфронтации между южным блоком во главе с США и северным блоком во главе с Китаем. Если Южная Корея начнет активнее участвовать в деятельности южного блока, это заставит Пхеньян и Пекин теснее сблизится. В этом контексте нам и следует рассматривать значимость возобновившихся споров об автоматическом военном вмешательстве Китая на стороне Северной Кореи.
Проблема в том, что в конфронтации находятся именно блоки, что означает приоритет стратегических интересов крупнейших держав. Интересам корейского народа это не соответствует. Участвовать в новой холодной войне под началом этих держав крайне опасно как для Северной, так и для Южной Кореи. Это только продлит и без того затянувшееся уже на 60 лет национальное разделение. При худшем развитии событий Корейский полуостров может вновь превратиться в поле битвы независимо от наших желаний. Вместо того, чтобы воевать, Северной и Южной Кореям следует проявить мудрость и добиться совместного процветания. Это единственный способ выжить для них обеих.