Ситуация в городе Жанаозен в Мангистауской области, где бастуют тысячи работников «Озенмунайгаза», накалилась до предела. В выходные дни, после попытки полиции силой разогнать бастующих, к ним присоединились жители города.
Тысячи людей на площади
В ночь на 11 июля полиция принудительно доставила 15 активистов акции голодовки, которые пикетировали здание управления «Озенмунайгаза», в жанаозенскую городскую больницу, сообщили корреспонденту нашего радио Азаттык бастующие нефтяники. По их словам, ранним утром несколько голодающих, в том числе активистка забастовки Наталья Ажигалиева, выскользнули из охраняемой полицией больницы.
– Нам стало известно, что против нашего лидера Натальи Ажигалиевой готовится провокация. Возможно, ее хотят арестовать за разжигание социальной розни. Мы ее вывели черным ходом из больницы, и сейчас она находится в безопасном месте, – сообщил по телефону один из активистов акции протеста Жандарбек, просивший не упоминать его фамилию.
После того как в минувшую пятницу, 8 июля, полиция разгромила палатки, где нефтяники проводили ритуальное мусульманское жертвоприношение – садака, количество людей, поддерживающих бастующих, резко возросло. Несколько забастовщиков облились бензином и угрожали себя поджечь.
Уже трое суток тысячи людей собираются на площади Независимости, напротив здания городского акимата в Жанаозене, говорят участники акции протеста.
– Сейчас тут находится около пяти тысяч человек: работники «Озенмунайгаза» с семьями, просто сочувствующие горожане, пенсионеры и работники бюджетных организаций. Сегодня мы отправили в акимат две делегации – это группа воинов-афганцев и матерей. У них одна просьба – не использовать силу против бастующих людей, – передают по телефону корреспонденту нашего радио Азаттык протестующие нефтяники с площади Независимости.
По словам Жандарбека, в Жанаозен для разгона людей власти подогнали БТРы и спецтехнику:
– На площади пока не видно спецназа, лишь полицейские отцепили акимат. Говорят, что где-то рядом находится ОМОН. Среди полицейских есть люди, сочувствующие простому народу. Они же все наши, местные. Один парень в полицейской форме плакал, когда спецназ переворачивал котлы с жертвенным мясом и бил нефтяников, делающих садака. Он со слезами говорил возмущенным людям, что «в душе он с народом, однако должен выполнить приказ, иначе лишится своей работы».
Между тем в управлении внутренних дел города Жанаозен от каких-либо комментариев отказались.
– Руководство занято, никаких комментариев не будет, – сообщили в приемной в полиции.
«Нефтяники пытаются дестаблизировать ситуацию»
В акимате города Жанаозен между тем утверждают, что никакого силового разгона протестующих нефтяников не было.
– Никакого побоища и разгона с избиением людей на прилегающей к
УОС-5 ПФ ОМГ территории, где проходила акция протеста, не было. 8 июля на имя акима города, прокурора, начальника отдела ДКНБ и начальника УВД города Жанаозен поступило письмо от руководства «Озенмунайгаза». В обращении была озвучена просьба принять действенные меры в соответствии с требованиями действующего законодательства по отношению к незаконной акции протеста и создать условия для нормального функционирования ходового парка УОС-5. Участников акции протеста просто оттеснили подальше от производственных объектов, для того чтобы транспорт мог беспрепятственно выезжать с парка, – сообщила по телефону советник акима города Жанаозен Айнаш Тлеккабылова.
По словам советника акима, сейчас в Жанаозене забастовщики пытаются дестабилизировать ситуацию.
– К нам постоянно обращаются матери и жены работников «Озенмунайгаза», которые выходят на работу. Они жалуются на угрозы и давления со стороны тех, кто участвуют в акции протеста. К примеру, вот мать пришла, ее сын – единственный кормилец в семье; его запугивают сослуживцы из числа забастовщиков, угрожают: если выйдет на вахту, у него будут проблемы. А если парня уволят, кто будет кормить его семью? – говорит Айнаш Тлеккабылова.
По ее словам, в акимат сегодня приходили работники одного из детских садов, которых также просят выйти на митинг.
– Есть факты, когда при выдаче спецодежды работникам «Озенмунайгаза», не участвующим в незаконной акции протеста, неизвестные подбрасывали бюстгальтеры и женское белье, намекая тем самым, что они ведут себя не по-мужски. Дошло до того, что нефтяники ходят по бюджетным организациям и агитируют людей выйти на площадь. Вы посмотрите, какие листовки распространяют забастовщики в Жанаозене. Это уже не решение трудового конфликта – это попытка дестабилизировать ситуацию в регионе, – говорит советник акима города.
Угрозы
В понедельник, 11 июля, компания «Каражанбасмунай» распространила информацию о том, что забастовщики преследуют «штрейкбрехеров» и угрожают им.
Напомним, что часть работников компании «Каражанбасмунай» вот уже два месяца проводит в Актау акцию протеста. Они требуют повышения заработной платы, независимости профсоюза, освобождения юриста независимого профсоюза Натальи Соколовой, арестованной на два месяца в рамках расследования уголовного дела за разжигание социальной розни.
Пресс-служба компании «Разведка Добыча „КазМунайГаз“« распространила пресс-релиз, где сообщается, что у Кайрата Аймекенова, оператора сервисной фирмы «АргымакТрансСервис», обслуживающей компанию «Каражанбасмунай», был подожжен гараж.
«Утром 11 июля неизвестными лицами был забросан двумя бутылками с зажигательной смесью (коктейль Молотова) гараж. Пламя охватило весь гараж, хозяин успел вывезти машину, после чего прибыли пожарные и потушили огонь. До этого инцидента ему несколько раз звонили на мобильный телефон со скрытых номеров и угрожали, если он не прекратит работу и не выйдет на забастовку», – говорится в пресс-релизе.
Сам нефтяник беспокоится за свою семью и не решается выйти на работу, о чем сообщил своему работодателю. Он написал заявление в полицию, ведется расследование.
Один из работников «Озенмунайгаза», просивший не называть его фамилию, сказал по телефону корреспонденту нашего радио Азаттык, что в последнее время все больше работников компаний «Озенмунайгаз» и «Каражанбасмунай», не участвующих в акции протеста, стали получать СМС-сообщения с угрозами и предупреждениями не выходить на работу.
– У моего знакомого, который боится потерять работу и не участвует в забастовке, после нескольких таких СМС-предупреждений ночью во дворе дома неизвестные вырыли могилу, воткнув табличку с его фамилией, – сказал он.