Несмотря на тяжелые переговоры между Грузией и Россией по поводу членства последней в ВТО, надежда на позитивный исход этих дискуссий все же есть . Побывавший в Вашингтоне глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров заявил, что подготовленные Швейцарией предложения поразрешению всех противоречий между Москвой и Тбилиси являются логичными и концептуальными. Но придется ли по душе этот документ Сакартвело? Смогут ли две страны в итоге договориться? Ою этом корреспондент GeorgiaTimes беседовал с известными политологами - Сергеем Михеевым и Гией Хухашвили.
Обсуждение возможного членства России во Всемирной торговой организации (ВТО) между Тбилиси и Москвой уже порядком затянулось. Минуло три раунда, а воз, как говорится, и ныне там. Все дело в том, что грузинская сторона - якобы для обеспечения прозрачности - настаивает на присутствии в Абхазии и Южной Осетии своих пограничников. Требование, мягко говоря, абсурдное. Россия еще три года назад признала независимость закавказских республик, в том числе и от режима Саакашвили, поэтому вопрос допуска грузинских контролеров на территорию суверенных государств никто даже не рассматривает.
Для Грузии же этот пункт долгое время был принципиальным. Хотя даже столь уважаемые Мишико американцы не раз намекали ему, что политизировать дискуссии бессмысленно. Еще в апреле специальный помощник президента США Майкл Макфол подчеркнул, что неразрешимых споров, которые бы повлияли на присоединение России к ВТО, между Тбилиси и Москвой нет. И даже фундаментальный вопрос о границах вполне решаем. «Мы считаем, что существует продуктивное решение, не требующее размещения таможенников в Абхазии и Южной Осетии на границах с Россией», - сказал он.
Политологи и эксперты предположили, что речь идет о возможной замене пограничников Грузии на международных наблюдателей. Но что это будут за наблюдатели - не брался сказать никто. Позже стало понятно, что испытывать терпение Обамы и дальше Мишико побоялся. Он дал понять, что для России будет «минимальной ценой», если она согласится на требование Тбилиси относительно установления «механизма международного мониторинга» товарооборота на границе РФ с Абхазией и Южной Осетией. Что ж, какой ценой это досталось грузинскому лидеру, было сказано выше.
Сейчас, когда из заокеанского турне вернулся глава МИД России Сергей Лавров, появилась надежда на то, что переговоры между Москвой и Тбилиси, наконец, завершатся. Российский министр отметил, что Москва позитивно откликнулась на предложение Швейцарии о выполнении ею посреднической роли в российско-грузинских дискуссиях. «Швейцарцы подготовили документ, чтобы его обсудили грузины и мы, - рассказал Лавров. - Я думаю, что этот документ является логичным и концептуальным, так как он не отклоняется от проблемы повестки дня ВТО». По словам дипломата, таможенный контроль на границах России может быть прозрачным, а прозрачность эта может быть обеспечена «таким образом, чтобы все остались удовлетворенными».
Позитивно, по крайней мере на словах, настроены и в Белом Доме. Американский лидер Барак Обама выражает поддержку усилиям России завершить процесс вступления в ВТО в этом году, а госсекретарь Хиллари Клинтон заявляет, что членство РФ позволит двум странам увеличить товарооборот и углубить экономические связи.
Судя по всему, осталось лишь согласовать швейцарские предложения с Грузией. Или есть еще какой-то подвох? О перспективах завершения непростых переговоров корреспондент GeorgiaTimes поинтересовался у вице-президента Центра политической конъюнктуры Сергея Михеева и грузинского экономического эксперта Гии Хухашвили.
Михеев: Думаю, после визита в США Лавров надеется, что американцы окажут давление на Грузию. Совершенно очевидно, что Вашингтон по поводу ВТО играет в следующую игру: они говорят, что не против вступления России, но есть грузины, и надо бы вам вступить в переговоры с Саакашвили. К этому Москву и хотят подвинуть, насколько я понимаю. Но возможно, в ходе своего последнего визита Лавров услышал что-то такое, что внушает ему оптимизм в этом плане. Но Грузия в любом случае будет выдвигать требования, и я не думаю, что дальнейшие переговоры будут легкими, и Саакашвили в одночасье откажется от всего того, что он раньше говорил. В данном случае все будет зависеть от того, как с ним поработают американцы. Президент Грузии здесь фигура вторичная. Но учитывая тот факт, что искренности США верить не приходится, шансы договориться 50 на 50. И это в лучшем случае.
Хухашвили: Мне сложно судить, поскольку открытой информации нет. И о чем идут переговоры за кулисами - неизвестно. Прогнозировать ситуацию сейчас сложно, но, думаю, стороны пытаются договориться, не ударив лицом в грязь перед собственной общественностью. Возможно, политическое решение по этому вопросу уже принято, но Москва и Тбилиси не готовы идти на серьезные уступки. Скорее, страны сейчас думают о форме, нежели о содержании. Что же касается требования Грузии пустить пограничников в Абхазию и Южную Осетию, то все понимают бредовость этой затеи. Это абсолютно непроходной вариант. Полагаю, что это требование снимут, но найдут формулировку, в которой отступление будет оформлено как победа.