В Армении на этой неделе состоялась первая встреча властей с оппозицией, на которой стороны попытались начать диалог, о котором столько говорил президент Серж Саргсян. Однако никакого конкретного результата переговоры не принесли. Правда, власть и оппозиционный Армянский национальный конгресс, заключив перемирие, не могли признать поражение. Оппозиционеры уже заявили о своей готовности к новой встрече с рабочей группой представителей коалиционных сил, говорится в заявлении, распространенном АНК.
Да и власти, скорее всего, выразят полную готовность к продолжению бессмысленных встреч. Бессмысленных потому, что обе стороны понимают - имея диаметрально противоположные позиции, сложно договориться о едином подходе к проблемам внутри страны. Для оппозиции «светом в окошке» станет решение о досрочных выборах, что властям даже в страшном сне присниться не может, а потому о конструктивности диалога АНК-Саргсян говорить не приходится. Однако почему противоборствующие стороны делают вид, что работа кипит и требует продолжения в самое ближайшее время.
На самом деле, взятый сторонами режим перемирия выгоден и оппозиции, и властям. Однако это не значит, что показное спокойствие во внутриполитической жизни Армении надолго. Тайм-аут скоро закончится, трансформируясь к осени в еще более жесткую битву оппозиции и властей. Оппозиция, чтобы снискать поддержку народа, будет продолжать устраивать красочные акции протеста и душераздирающие шоу с задерджанием оппозиционеров.
А пока обе стороны, заключив почти джентльменское соглашение, собираются с мыслями и силами для очередного рывка. Причем ни тот переговорный процесс, который идет сейчас, ни будущее противостояние, никак не повлияют на решение каких-либо социально-экономических задач в стране.
Что касается АНК, то ему в первую очередь необходимо заинтересовать электорат и добиться народного признания в качестве главного борца с режимом. Сейчас оппозиции удобнее делать вид, что существует диалог, из которого АНК, безусловно, выйдет осенью, так как подготовка к парламентским выборам не оставит шансов на переговоры с ненавистным режимом. Но выйдет из диалога с властью АНК не мирно, а играя в поруганное достоинство ровно настолько, чтобы и без того накрученный электорат выплеснул свой гнев на улицах Еревана в самой активной форме.
Однако и властям Армении необходимо сегодня, даже осознавая всю подоплеку действий оппозиции, создавать видимость вполне демократического процесса работы с оппозиционными силами. У властей просто нет ресурсов сдерживать все лето активность оппозиционеров, которые имеют все возможности устроить Еревану жаркий сезон уличных протестов.
Кроме того, такая открытость по отношению к оппозиции формирует положительный имидж власти перед западным миром, подпорченный событиями марта 2008 и закрепивший за нею статус антидемократического в последующие годы. Так что на самом деле за закрытыми дверями власти и оппозиция могут говорить о чем угодно, это ничего по сути не изменит, кроме временного понижения градуса протестных выступлений.
Но даже после сентября вряд ли у оппозиции будут мотивы для реальных шагов по свержению власти. Договориться можно всегда. Вместо того, чтобы идти на открытую и серьезную конфронтацию с властью, куда как безопаснее и дипломатичнее для оппозиционеров выждать срок до президентских выборов в 2018 году, и уже тогда, причем с благословения нынешнего режима, придти к власти.
АНК для этого необходимо, установив негласные правила игры с властями, и не создавая тем ненужных проблем, всего лишь пройти в парламент двух следующих созывов. Ну, и кроме того, не уставать позиционировать своего лидера Левона Зурабяна на президентских выборах 2013 года, предваряющих смену президента в 2018 году.
Режим вполне может согласиться на такую сделку с псевдо-оппозицией и провести у власти спокойные и не омраченные постоянными выступлениями протестующих годы в обмен на власть.
Проигравшим в этой ситуации будет только народ Армении, за который все поделили, все решили, но для которого так ничего и не изменили. Социальное положение его будет из года в год ухудшаться, а появления реальной оппозиции ждать, в принципе, не стоит. Сферы влияния давно поделены, и интересы народа в этом контексте на последнем месте.