Тот, кто хочет комфорт и высококлассный сервис, выбирает Qatar Airways. Тот, кто делает ставку на максимальную безопасность, летит вместе с Qantas. А кто любит хороший адреналин, выберет одну из филиппинских или индонезийских авиакомпаний. Русской рулеткой можно назвать и внутренний перелет, например, в Бенине, Судане или Афганистане.
Однако с человеком, который во время полета попытается открыть двери, можно столкнуться и на рейсе Travel Service из Чехии на Родос, что и произошло на прошлой неделе.
Мир авиакомпаний, проще говоря, очень пестрый. Поэтому неплохо знать, кому во время путешествий по делам или на отдых можно довериться, а кого лучше избегать.
Доска позора
Отправляясь за экзотикой, часто приходится отступать от своих обычных стандартов. Это касается не только гигиены, ночлега, питания, но и качества транспорта. Но если без душа, удобной постели и хорошей еды какое-то время можно пережить, то при аварии самолета шансы выжить практически нулевые.
«Это правда, что есть государства и регионы, где часто качество, а значит и безопасность, авиасообщения довольно сомнительное. Это может быть из-за возраста самолетов, низкого качества содержания техники, недостаточно опытного экипажа, а также из-за плохого оснащения аэропортов», - отмечает пилот ČSA Филипп Гаспар (Filip Gaspar).
«В таких областях, как Африка, я бы хорошо подумал перед тем, как воспользоваться региональным авиасообщением, и точно бы проверил отзывы на конкретные компании. Я также советую проверить, нет ли данного государства или авиакомпании в черном списке Европейского Союза или США», - добавляет он.
Именно черный список компаний, которые не имеют права не только садиться на территории Европейского Союза, но и пролетать над ЕС, - хорошее руководство к действию. Благодаря этому у людей в ЕС есть практически полная гарантия того, что они садятся в самолеты, состояние которых отвечает максимальным требованиям безопасности.
Последним толчком для создания такого черного списка стала трагедия в январе 2004 года, когда в Красное море упал самолет египетской малобюджетной компании Flash Airlines, погибли 148 человек. Самолет направлялся из традиционной цели чешских туристов - египетского курорта Шарм-эль-Шейх – в Париж.
У Flash Airlines было два своих самолета, можно сказать, в постоянном использовании, на «земле» при этом не было никаких записей о сервисе и ремонте. Те, кто летал с этой компанией, даже говорили об огне, вырывавшемся из мотора.
Актуальный список запрещенных в ЕС авиакомпаний был составлен в апреле этого года, он включает 269 перевозчиков из 21 страны мира. В списке помимо прочих есть авиакомпании, зарегистрированные в Афганистане, Анголе, Конго, Индонезии, Казахстане и Филиппинах (полный список можно найти здесь).
Как на чешских дорогах
Тому, кто при планировании своих путешествий столкнется с предложениями этих компаний, следует хорошо подумать. И хотя летающие обломки над территорией ЕС больше не имеют права появляться, в своих родных странах они все еще могут подниматься в воздух.
К самым опасным однозначно относятся внутренние перелеты в Африке, России и в странах Западной и Центральной Азии. Обычно это старые машины советского производства типа «Антонов» и «Туполев».
Но основной проблемой бывает, скорее, сомнительный уровень техобслуживания, квалификация экипажа, не исключение и истории о пилотах в состоянии алкогольного опьянения.
Но, тем не менее, по статистике авиасообщение остается самым безопасным видом транспорта.
Например, в 2009 году, по данным Европейского агентства по безопасности авиации, во всем мире произошло только 38 авиакатастроф, в результате которых в общей сложности погибли 795 человек. В прошлом году аварий было 47, не выжили 899 человек.
Для сравнения: в 2010 году на чешских дорогах погибли 749 человек, а самом «плохом» 1994 году – 1473 человека.
«Чувство страха субъективно, но лично я однозначно испытываю больший страх, когда еду на машине по трассе D1 в Брно, чем во время полета в Париж», - отмечает пилот Филипп Гаспар.
После того как в 1989 году открылись границы и появилась возможность частных авиаперевозок, увеличилось число смертей чешских граждан в авариях за границей.
Три чеха погибли в авиакатастрофе в Камбодже в июне 2007 года. Самолет российского производства типа «Ан-24» камбоджийской авиакомпании PMT Air тогда направлялся из Сиемрипа, где находится известный храмовый комплекс Ангкор, на морской курорт Сиануквиль, но до цели самолет не долетел. Он врезался в горы и упал в джунгли.
В конце того же года пять чехов не выжили в аварии небольшого самолета на Украине. Самолет, летевший из чешского Градец-Кралове, упал недалеко от Киева, скорее всего, из-за неверной оценки погодной ситуации.
Смертельных аварий маленьких самолетов, сверхлегких машин и планеров в Чехии происходит довольно много. Но крупных и широко освещаемых в СМИ катастроф, как, например, падение самолета компании Air France в Атлантический океан, в результате которого погибли все 228 пассажиров, или авария греческих Helios Airways в августе 2005, когда погиб 121 человек, чехам пока, к счастью, удается избежать.
Аварии, конечно, способствуют большему давлению на безопасность. Например, в обучение пилотов опять вводят те элементы, которым в последние годы уделялось немного внимания из-за высокой надежности самолетов, моторов, компьютеров и авиационной автоматики.
«Больший акцент делается, главным образом, на отработку кризисных ситуаций при неполадках бортовых систем, на выбор необычных мест для посадки и, например, фигурный пилотаж и обучение посадки на воду», - пишет специализирующийся на авиации публицист Мартин Велек (Martin Velek).
Пилотов тренируют так, чтобы они могли быстро справиться с достаточно неожиданными ситуациями.
«Пример такого пилота, который в состоянии максимального стресса и нехватки времени принял при посадке исключительно правильное решение, - капитан Салленбергер, бывший летчик-истребитель, пилотировавший самолеты F-4 Phantom II и летавший на планерах. В позапрошлом году он посадил аэробус A-320 со вставшими моторами на реку Гудзон, ни один человек не погиб», - добавляет Велек.
Посадка или падение
Еще один способ, как заранее проверить авиакомпанию, предлагает сервер airsafe.com. Сайт располагает списком авиакомпаний, которые с 1970 года (или с момента возникновения) не имели ни одной аварии, при которой погибли люди.
Чешских, или чехословацких, авиакомпаний в этом списке не найти. За 66-летнюю послевоенную историю самолеты ČSA с фатальными последствиями падали по самым разным причинам в общей сложности девять раз. Последние катастрофы произошли именно в 70-е годы. Например, в 1975 году во время посадки в сирийском Дамаске. Причины установить не удалось, говорили, что, возможно, самолет сбили, но в любом случае все 126 человек на борту самолета погибли.
В относительно короткий промежуток времени с 1972 по 1977 год пять транспортных самолетов упали прямо на территорию Чехословакии.
«С тех пор было принципиально улучшено оснащение самолетов и аэропортов, и вероятность авиакатастроф сильно снизилась. Навигационные системы гораздо точнее, качество радиосвязи выше, тренировка экипажа более проработана, в принципе надежность отдельных систем теперь на гораздо более высоком уровне», - отмечает пилот Гаспар.
К тому же в настоящее время самолеты «Чешских авиалиний» относятся к самым новым, их средний возраст составляет примерно восемь лет.
«Свой флот мы постоянно модернизируем. У нас также высший уровень безопасности эксплуатации самолетов», - говорит пресс-секретарь ČSA Хана Хейскова (Hana Hejsková).
За своего предшественника, «Чехословацкие авиалинии» (Československé aerolinie), сегодняшняя ČSA в некотором смысле продолжает расплачиваться до сих пор. Именно соотношение числа катастроф со смертельным исходом за историю авиакомпании и общего числа полетов – один из критериев оценки безопасности и надежности авиаперевозчика.
Рейтинг десяти самых опасных авиакомпаний мира с этой точки зрения предлагает, например, сервер travelvivi.com.
Хуже всего обстоят дела компаний тех направлений, куда по делам или на отдых обычно летят и многие чехи. На первом месте - Cubana Airlines. Из относительно небольшого числа полетов (320 тысяч) авиакомпания может «похвастаться» 8 авариями и 404 погибшими пассажирами.
Второе место заняла China Airlines: 910 тысяч полетов, 6 аварий, 763 погибших.
И третье печальное место принадлежит Iran Airlines: 970 тысяч полетов, 5 аварий, 708 погибших.
В то же время такая «историческая» оценка не учитывает нынешнее состояние самолетов, квалификацию экипажа в настоящее время и стандарты безопасности.
Например, упомянутые China Airlines в обычном порядке летают и в Прагу, и если бы компания не отвечала стандартам безопасности Европейского Союза, ее самолеты не могли бы пересечь границы ни одной страны-члена ЕС.
Авиакомпания для «Человека дождя»
Если говорить о самой безопасной авиакомпании в мире, фанаты кино, как и герой фильма «Человек дождя», знают: австралийский авиаперевозчик Qantas – номер один. За всю историю авиакомпании у нее не было ни одной аварии, при которой погибли люди.
Qantas выиграл не только у главного героя фильма, которого сыграл Дастин Хоффман, но и у немецкого Института изучения катастроф.
Следующий лидер по безопасности – финская авиакомпания FinnAir, у которой последняя катастрофа произошла в 60-е годы. На третьем месте - Air New Zealand.
Но эти места в рейтинге, конечно, не означают, что другие авиакомпании в вопросе безопасности хуже.
«У каждой компании есть своя собственная программа безопасности, это целый ряд мер и стандартов в обучении и эксплуатации. Отдельные подходы могут частично отличаться, но в целом уровень безопасности в крупных авиакомпаниях одинаково высок», - успокаивает Гаспар. Репутация самой безопасной компании Qantas не так давно все же пострадала. В середине 2008 года у перевозчика случилось сразу три инцидента, последовавших друг за другом.
Самым драматичным был взрыв прямо на борту во время полета из Гонконга в Мельбурн. Взрыв в багажном отделении оторвал часть корпуса самолета, но пилот сумел совершить вынужденную посадку в Маниле, никто на борту не пострадал.
По сравнению с этим, два других инцидента были банальными. Один самолет был вынужден вернуться вскоре после взлета из-за плохо закрытых дверей. Другой - также вернулся вскоре после взлета в Сиднее, в этот раз из-за утечки гидравлической жидкости. В то же время безопасное решение всех проблем только подтверждает высокие стандарты безопасности Qantas и высшую квалификацию экипажа.
Кстати, при оценке безопасности авиакомпаний не учитываются аварии, произошедшие из-за «противоправных действий». Это как раз и постоянная готовность к возможным атакам террористов, что делает одной из самых безопасных авиакомпаний и израильскую El Al.
Катар сегодня летит
Самые уважаемые рейтинги авиаперевозчиков систематически составляет компания Skytrax. Она гордится независимой и объективной оценкой, в которой через голосование участвуют ни много ни мало 19 миллионов пассажиров со всего мира.
Актуальный список самых любимых и самых лучших авиакомпаний мира на 2011 год Skytrax опубликовал в конце июня на торжественной церемонии в рамках авиационного салона в Париже.
Первое место - Qatar Airways. Господство Азии подтверждает второе место Singapore Airlines, на третьем оказался победитель прошлого года Asiana Airlines. Emirates, согласно исследованию J&T Bank, самая популярная авиакомпания среди чешских миллионеров, - на десятом месте.
«Шесть лет назад Qatar Airways были восьмыми. Рейтинг отражает мнение пассажиров со всего мира, неважно, летают ли они по работе или на отдых, постоянные ли это клиенты или те, кто летит впервые в жизни», - объясняет генеральный директор Skytrax Эдвард Плейстед (Edward Plaisted).
Из европейских компаний в первой десятке оказались только Turkish Airlines, которые, согласно голосованию пассажиров, являются лучшей европейской компанией 2011 года (катастрофа, когда в 2009 году во время посадки в Амстердаме погибли девять человек, уже явно забыта). За Turkish Airlines идут Swiss Airlines и Lufthansa (рейтинги по разным критериям - www.worldairlineawards.com).
«Рейтинг составляется на основании субъективной оценки пассажиров, которые в принципе видят только работу на борту. С высоко оцениваемыми компаниями летают наиболее состоятельные клиенты и преимущественно на дальние расстояния, когда авиакомпания может в полной мере продемонстрировать свои услуги, питание, комфорт», - отмечает авиаинженер Петр Соукуп (Petr Soukup).
Qatar Airways помимо высококлассных услуг гордится и современными самолетами, средний возраст которых четыре года.
Но, хоть это статистически и маловероятно, упасть может и самый лучший и самый новый самолет.
«Авиационная техника сильно продвинулась в уровне надежности, но какая-то вероятность отказа всегда остается. Человеческий фактор все еще остается основной причиной аварий. Врачи, психологи и другие специалисты работают над тем, чтобы снизить эти цифры», - заключает Петр Соукуп.