Когда Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии прекратит свою работу? В разработке вторая стратегии выхода. Она предусматривает завершение апелляционного процесса по делу Радована Караджича к 2018 году. Но Ратко Младич и Горан Хаджич стали доступны для суда только в 2011 году. Нетрудно подсчитать, что суд над ними завершится к 2021 году. Или ровно через 28 лет после основания МТБЮ. А это требует третьей версии стратегии выхода.
Увереность в этих датах исходит из того, что Караджич, Младич и Хаджич - с первого дня главные клиенты Гаагского трибунала. Маловероятно, что суд над ними перенесут в Белград, Загреб или Сараево.
«Гаагский трибунал и был создан для этих больших игроков. Теперь, когда они, наконец, в Гааге, нет никакого смысла переносить суд в другое место», - говорит один из немногих оставшихся в Гааге экспертов.
От этого же источника мы узнали, что стратегия выхода, предусматривающая завершение работы суда к 2018 году, в эти дни будет в третий раз изменена. Причина - Младич и Хаджич. Но с такими прогнозами следует быть осторожными, Совет Безопасности уже утомлен пролонгированиями так называемой стратегии выхода.
«Напомню, первая стратегия выхода была принята в десятую годовщину создания трибунала, в 2003 году. Это было бы действительно несерьезно, через восемь лет после второй разрабатывать сразу третью стратегию выхода. Такие игры с датами могут только навредить суду и, что еще хуже, авторитету его вердиктов», - отмечает источник Vjesnik в трибунале.
Что было в стратегии выхода 2003 года? Тот документ предусматривал окончание выдачи всех обвинительных заключений к 31 декабрю 2004 года. Срок официальных полномочий трибунала выходил к концу 2004 года. Это означало также, что трибунал закончит формальное существование к 2008 году. Расчет вели, учитывая первостепенные приговоры. Участники прокурорской группы занимались бы только начатыми к тому времени процессами. Все разбирательства в дальнейшем, в соответствии с этим документом, должны были быть завершены к 2010 году.
Этот календарный оптимизм возник, кроме всего прочего, и благодаря созданному тем временем постоянному Международному уголовному суду в Гааге. Стало быть, расчитывали, как теперь выяснилось напрасно, что этот суд примет «хвосты» трибунала.
Плохой просчет в связи с этим подтверждает и третья стратегия выхода. Она выходит из предположения, что все судебные процессы в Гааге должна быть завершены к концу 2012 года. Срок завершения суда над Караджичем был бы до 2014 года. Апелляции во всех случаях должны были бы быть рассмотрены к 2014 году. За исключением Караджича, процесс которого должен окончательно завершиться к 2018 году.
Третья стратегия выхода содержит так называемый остаточный механизм суда. Имеется в виду сохранение состава суда в остальных случаях. Таким образом, суд ликвидируется, а кадры остаются до тех пор, пока это необходимо для судебного слушания. Этот механизм должен принять все апелляционные иски с 1 июля 2013 года. Конечно, стоит вопрос денег.
В первые годы, особенно в начале 2000-х, трибунал обходился международному сообществу в несколько десятков миллионов долларов. Уже в 2003 году первый раз с Ист-Ривер (штаб квартира ООН) приходит идея сжать бюджет Гааги в какие-то нормальные рамки. Тогда из суда уходят эксперты и часть администрации. Адвокаты, задействованные в процессах трибунала, больше не могут рассчитывать на прежний уровень гонораров. Трибунал уже тогда вступает в «рецессию».
В результате в настоящее время у суда 16 случаев только в стадии до обжалования, в процессе 14 судебных разбирательств, четыре дела (трех албанцев и Ратко Младича) находятся в подготовительной стадии, и с 20 июня, когда был пойман Горан Хаджич, он присоединяется к этому перечню.
«С Гораном Хаджичем заканчивается правовой период полномочий суда. Больше нет и не может быть никаких новых обвинений», - говорят в Гааге.
МТБЮ был учрежден 25 мая 1993 года, когда резолюцией 827 Совет Безопасности предписал создание трибунала. Суд состоит из шестнадцати постоянных судей и девяти судей ad litem. Последние обеспечивают постоянство судебных заседаний, если по некоторым причинам постоянный судья не может участвовать в процессе.Число постоянных судей, тем временем, уменьшилось. Судья Клод Жорда, француз, бывший председатель МТБЮ перешел на работу в постоянный уголовный суд в Гааге. Судья Ричард Джордж Мэй умер.
Состав судей, который во время правления Карлы дель Понте вырос до 22 членов, с принятием первой стратегии сокращен вдвое до 11 человек. Упомянутое сокращение расходов коснулось в первую очередь прокуратуры и адвокатов Гааги.
Первым, по всей вероятности, из Гааги в воды своей новой карьеры уйдет главный прокурор Серж Браммерц. Он четвертый по счету генпрокурор и первый, кто перешел на эту должность с места заместителя главного прокурора. Его босс, Карла дель Понте, в августе 1999 года приходит в канцелярию Луизы Арбур, своей предшественницы. Швейцарка на месте канадки (пришла на должность в 1996 году) первым делом начала к официальным обвинениям примешивать политику бывшей Югославии. Позже она объяснит, что это была реакция на вялую трехлетнюю деятельность предшественницы. Наверное, и на работу австралийца Ричарда Голдстоуна, который работал судьей в МТБЮ с первого дня. Упомянутый Серж Браммерц в 2008 году пришел к развалинам прокурорского мандата, которые оставила за собой его бывшая начальница.
И хотя в прокуратуре сменялись главные лица, задача судий оставалась прежней. Не потому ли из 161 человека, которым трибунал за 18 лет существования выдвинул обвинения, только 126 осуждены? Правда, в первые три года суд приговорил к десяти годам тюремного заключения только Дражена Эрдемовича. До прихода Карлы дель Понте привлекли к ответственности 13 человек. До ее ухода – 81. Своему преемнику Браммерцу она оставила только 12 случаев плюс Младича и Хаджича.
Хотя в настоящее время в Схевенингене находится 35 как осужденных, так и обвиняемых, жизнь вносит коррективы. Например, из 36 обвинительных актов, выданных в Нидерландах за преступления, совершенные на Балканах, 20 отозвано, 10 обвиняемых умерли еще до приезда в Гаагу (генерал Бобетко, например), а шесть умерли в безопасности Схевенингена (например, Милошевич).
Третья стратегия выхода касается 16 расследований, которые находятся на рассмотрения в кассационном суде (Готовина и Маркач), в судопроизводстве - 14 дел, дела трех албанцев и Ратко Младича находятся в подготовительной стадии судебного разбирательства. Пойманый недавно Хаджич будет последним человеком, привлекающимся к ответственности Гаагским трибуналом.