В этом месяце представители прикаспийских государств собрались в Москве, чтобы обсудить вопрос о разделе обильных природных ресурсов Каспийского моря. Встреча закончилась тем, что все стороны высоко оценили свое стремление к миру и сотрудничеству.
Если бы это было на самом деле так.
Действительность внушает гораздо меньше оптимизма. В мае главнокомандующий российским военно-морским флотом адмирал Владимир Высоцкий объявил на совещании в приморском городе Астрахани, что российская Каспийская флотилия к концу 2020 года получит как минимум 16 новых кораблей.
Эта флотилия, уже имеющая в своем составе 148 судов, может похвастать самым мощным ракетным кораблем на этом море, носящим название «Татарстан». К концу текущего года, сказал Высоцкий, флотилия получит два новых ракетных и три десантных корабля. Адмирал также пообещал, что правительство скоро оснастит российскую Каспийскую флотилию новыми береговыми противокорабельными ракетами, обладающими сверхзвуковой скоростью.
Планы России стали очередным этапом в милитаризации Каспия, который – в зависимости от того, кого вы спрашиваете – является либо самым большим в мире озером, либо самым большим в мире континентальным морем. Оказывается, это определение имеет не только научное значение. После распада Советского Союза пятерка прикаспийских стран в лице России, Ирана, Азербайджана и центральноазиатских государств Туркмении и Казахстана спорит о том, как поделить это море между собой.
Международные правовые нормы по-разному регулируют права прибрежных государств на ресурсы озер и морей. Поэтому размер тех кусков жирного каспийского пирога энергоресурсов (а их запасы оцениваются экспертами в стоимостном выражении в три триллиона долларов), которые отойдут к каждой из стран, во многом зависит от того, какое определение победит.
Распространение военно-морских вооружений
Несмотря на все позитивные заявления, последняя московская конференция, официально называющаяся 29-е заседание рабочей группы по статусу Каспия, продемонстрировала, что пять стран ненамного приблизились к решению этой проблемы за те двадцать лет, что прошли после распада Советского Союза. Это заставляет часть из них создавать себе страховку в виде наращивания военного присутствия.
Иран это вторая после России держава на Каспии. У него на этом море имеется группировка в 90 кораблей и судов. Тегеран объявил в этом году, что намерен ввести в состав флота еще 75 ракетных кораблей и катеров, которые будут построены на его каспийской верфи либо перевезены на север из Персидского залива. В июне командующий иранскими ВМС контр-адмирал Хабиболла Сайяри (Habibollah Sayyari) подчеркнул, что Иран полон решимости отстаивать свои интересы в Каспийском море. «Мы полностью контролируем иранскую часть моря, составляющую 20%», - сказал он. Иран придерживается мнения о том, что море необходимо в равных долях поделить между пятью государствами.
Тем временем, имеющий большие нефтяные богатства Казахстан также пытается крепить свою морскую оборону на Каспии. Он построил новую авиабазу в западном портовом городе Актау, который также является штаб-квартирой его зарождающегося флота. Согласно имеющейся информации, Казахстан хочет закупить в Южной Корее патрульные катера, а также формирует собственный кадровый корпус для флота, направляя своих курсантов на учебу в другие страны, такие как Турция.
Азербайджан для укрепления своих военно-морских сил пользуется тесными взаимоотношениями с Турцией и США. Страна унаследовала всего восемь судов у бывшего Советского Союза, включая сторожевой корабль и семь минных тральщиков. Но за последнее десятилетие азербайджанские ВМС получили 30 патрульных катеров из Турции и три катера из США. Кроме того, Соединенные Штаты помогли Азербайджану установить вдоль побережья морские радиолокационные станции и создать центр оперативного управления в Баку.
Туркмения, имеющая самые слабые военно-морские силы на Каспии, также пользуется своими хорошими отношениями с Турцией для укрепления флота. В турецком доке для этой страны в настоящее время строятся два быстроходных патрульных катера. В 2010 году туркменский президент Гурбангулы Бердымухамедов объявил об открытии первого в стране военно-морского училища.
Энергетический мост во внешний мир
Однако Россия является неоспоримым и недосягаемым лидером среди зарождающихся военно-морских держав Каспия.
Главный редактор журнала «Вестник Кавказа» Алексей Власов, являющийся специалистом по каспийским вопросам, говорит, что Россия, наращивая свою военно-морскую мощь на Каспии, пытается заставить остальные государства стать серьезнее и прийти наконец к соглашению о правовом статусе Каспийского моря. Хотя Россия, Казахстан и Азербайджан пришли к взаимному согласию по своим секторам, остается масса нерешенных вопросов о контроле над морем и его ресурсами.
Россия усиливает свои позиции, говорит Власов, так как «она знает, что в следующие 10-15 лет Каспийское море станет мостом между странами Ближнего Востока, бывшими советскими республиками и европейскими государствами. Москву беспокоит то, что затягивание дискуссии о правовом режиме Каспийского моря может привести к изменению баланса сил в регионе. Больше всего Россию беспокоит усиливающееся присутствие западных стран в этом регионе».
Военная помощь американцев азербайджанцам и казахам это лишь часть тех проблем, которые волнуют Россию. Западные нефтяные и газовые компании, такие как Chevron и BP, создали мощный плацдарм в каспийском регионе. Россия издавна обладает монополией на трубопроводную сеть, которую страны региона используют для доставки своих ресурсов на рынки. Однако, как говорят эксперты, Соединенные Штаты и Европа добились определенных успехов в строительстве новых экспортных трубопроводов, снижающих такую зависимость.
Ставки здесь очень высоки. Как говорят аналитики, под дном Каспийского моря лежит от 2 до 6 процентов общемировых запасов нефти. В море также находится от 6 до 10 процентов общемировых запасов газа.
Усиление соперничества между Россией и Ираном
Еще один фактор – это соперничество между Россией и Ираном, хотя обе страны опровергают это, ссылаясь на свои «особые» и «стратегические» отношения.
По словам российского военного аналитика Владимира Евсеева, возглавляющего московский Центр общественно-политических исследований, «Россия обеспокоена тем, что Исламская Республика Иран также пытается наращивать свое военное присутствие. Очевидно, это самый важный фактор, подталкивающий Россию к милитаризации Каспийского моря. Россию против ее воли втягивают в гонку вооружений, которая на определенном этапе может привести к военным конфликтам».
Профессор Стивен Бланк (Stephen Blank) из Армейского военного колледжа США, занимающийся вопросами национальной безопасности, говорит о том, что Москва хочет «обеспечить России самые прочные военно-морские позиции на Каспийском море, чтобы она в случае необходимости могла навязывать свою волю всем остальным, обеспечивая крышу над постсоветскими государствами.
«В этом смысле она бросает вызов Ирану. Иранское правительство очень активно отказывается от действий по делимитации границ Каспийского моря. Поэтому Россия стремится показать, что помыкать собой на Каспии она никому не позволит».
Россия, говорит Бланк, также делает все возможное в рамках противодействия американской помощи Азербайджану, Казахстану и Туркмении. Но он предостерегает, что решимость Москвы поддерживать свое доминирующее положение в регионе, может когда-то дать обратный эффект.
«Неоколониальный и неоимперский подход России прямо противоречит интересам как бывших советских республик, так и США; и поэтому данные государства хотят поддерживать хорошие отношения с Соединенными Штатами, чтобы те защищали их от угроз такого рода, - говорит Бланк. – Если бы Россия думала, что ей нужно сотрудничество, а не монопольное право, то мы бы такое сотрудничество получили».
Но есть и некоторые обнадеживающие знаки. 21 июля российский президент Дмитрий Медведев представил на ратификацию в парламент страны соглашение по безопасности на Каспии. Оно носит название Соглашения о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспийском море и обязывает Россию вместе с другими прикаспийскими государствами сотрудничать в вопросах обеспечения безопасности на море, а также в борьбе с транснациональными угрозами, такими как терроризм, организованная преступность, контрабанда оружия, незаконная миграция и наркоторговля. Соглашение было подписано в ноябре прошлого года президентами всех пяти каспийских государств.
Они должны собраться на свой очередной саммит в Москве, который состоится до конца текущего года. Если предыдущие встречи могут быть показателем, то и на сей раз будет много разговоров о необходимости регионального мира и стабильности. Но пока неясно, сумеют ли страны каспийского региона превратить слова в реальные дела.