Владимир Путин долго сидел с «Нашими», отвечая на вопросы молодежи в летнем ежегодном лагере на Селигере. Вы можете прочитать потрясающий блог в моей ленте Twitter. Разговор был заполнен обычным обожанием («Какая ваша любимая передача на ТВ? Вы выглядите молодо и хорошо и защищаете не только семью, но и страну. Я хочу, чтобы мой муж хорошо выглядел и был защитником»). Путин наслаждался, сидя на краю сцены в неформальном бежевом костюме.
Но было и несколько хороших вопросов. По меньшей мере двое участников попытались получить от Путина ответ, будет ли он выставлять свою кандидатуру на пост президента. Первый спросил интересно – посетите ли вы Селигер в следующем году, и если да, то в каком качестве? Путин ответил в таком же духе: « Вот скажите по-честному, вам интересно со мной посидеть, пообщаться, задать вопросы, услышать ответы. Вам важно, в каком качестве? Вот вам и ответ на ваш вопрос». На второй вопрос, он продолжил поддерживать линию о том, что между ним и президентом Дмитрием Медведевым нет разделения, и что разногласия являются нормой. Мы уже это слышали.
Он сделал несколькоинтересных замечаний по поводу «Народного фронта», попросив людей перестать видеть «двойную игру» в процессе. Да, его создали, чтобы «расширить» поддержку партии «Единая Россия», отметил он. «А что здесь плохого-то?»
Для США у него нашлось несколько нелестных слов. Участница форума спросила его об эффектах возможного дефолта. Путин перебил девушку (они же в лесу, так или иначе), чтобы сообщить ей, что кризиса удалось избежать. «Слава богу». Но он начал спекулировать, что некоторые специалисты говорят, что США хотели достичь дефолта. Может, это бы привело к ослаблению доллара, что помогло бы американскому экспорту, что помогло бы американской экономической ситуации в целом. Заговор повсюду.
Но не когда речь идет о Луне. Один из участников, пользуясь возможностью задать вопрос самому могущественному человеку в его стране, спросил, правда ли то, что американцы высадились на Луне. «Думаю, да», - ответил Путин. И вдруг начал незапланированную защиту против популярной теории, что ЦРУ взорвали Всемирный торговый центр как часть обширного заговора. Это было приятно услышать. Это было словно эхо добрых старых времен хороших российско-американских отношений, когда Путин был первым, кто позвонил Джорджу Бушу- младшему после взрывов 11 сентября.
Мы получили некоторые размышления о тоталитаризме. Путин начал большой разговор о том, как развал Советского Союза стал «настоящей катастрофой». Это мы тоже уже слышали. Но это находит отзыв у старшего поколения россиян, которые потеряли ту стабильную жизнь, которую им предоставлял СССР. Это новая аудитория, которая, по большей части, родилась после распада СССР (20 годовщина чего будет праздноваться по всему миру в августе). В другом вопросе он поэтично разнес тоталиторизм, признав, что массовые смерти в системе ГУЛАГ при Сталине были «ужасными». «Тоталитарная форма правления напрочь убивает свободу и творческую активность человека», - отметил Путин. «В результате неэффективными становятся и экономика, и социальная сфера, и политика. Такое государство обречено. Мы этого не хотим», - добавилон.
Вопросы о внешней политике были минимальными. Девушка спросила о Ливии, и Путин сравнил борьбу НАТО там с Ираком и Афганистаном, заявив, что не представляет, как выглядит окончание операций. Гораздо более интересными были мысли о Белоруссии, с которой Россия пыталась сблизиться несколько лет. Белорусский участник встал и спросил, возможно ли объединение двух стран. «Это возможно, очень желательно и полностью зависит - на 100% зависит - от волеизъявления белорусского народа», - заявил Путин.
А потом...Потом был Twitter. Кто-то из Уфы сказал: «Мы знаем, что Дмитрий Анатольевич любит Twitter. Вы за Twitter или ЖЖ (российская лидирующая платформа для блогов)?». «Я за Интернационал», - шутил Путин и нервно смеялся. Время выглядеть современным, потому он начал рассказывать как интернет «важен» для России. «Потому что у нас самая большая территория в мире и, прямо скажем, плохо развитые коммуникации: дороги, к сожалению, аэропортная система за предыдущие годы понесла большие потери», - заявил Путин. По его словам, интернет может помочь в решении многих проблем.
Потом поднялся парень из Томска, в огромных синих солнцезащитных очках. Он спросил Путина, появится ли тот в Твиттере - Путин пробурчал что-то, похожее на «да». Но к окончанию ответа (тот парень спросил его еще о развитии спорта), он выглядел гораздо более стеснительным. «А Твиттер?» - спросил парень снова. Путин предложил парню подойти к нему потом и сказать, нужно ли ему это делать. Это сказал человек, который был запечатлен во время прошлогодних пожаров с мобильным телефоном, который был похож на модель 1987 года. Человек, который сделал карьеру из тайн и секретности. Путин в Твиттере? Не стоит замирать в ожидании.
В целом, все прошло было очень весело - Путин явно наслаждался, ведь ему легко находиться перед обожающей толпой. Он цитировал барда Владимира Высоцкого и писателя Максима Горького. Он смеялся с молодыми и говорил с ними очень дружелюбно.
Но, в конце концов, это лишь еще одно театральное представление, которое показали к российскому избирательному сезону. Российские зрители уже начали нуждаться в чем-то немножко более реальном.