Пока Москва готовится к тому, чтобы заблокировать серьезное осуждение Советом Безопасности ООН насилия в Сирии против протестующих, российские дипломаты в понедельник 1 августа предприняли тихие усилия по началу замораживания санкций, введенных против Ирана в связи с его военной ядерной программой в обмен на удовлетворительные ответы Тегерана на «вопросы и озабоченность» Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), сообщают источники DEBKAfile в Москве и Вашингтоне.
Администрация Обамы, не участвуя в российской инициативе, дала понять посредством контактов между американскими и российскими официальными лицами, что если Москва убедит Иран пойти по этому пути и предпринять еще некоторые усилия для выхода из затянувшегося тупика по вопросу об иранской ядерной программе, Вашингтон не будет вмешиваться и согласен подождать результатов.
Таким образом, у Москвы оказались развязаны руки, чтобы она спокойно могла сделать свое предложение Тегерану: Россия заблокирует серьезную резолюцию Совета Безопасности ООН с осуждением его союзника, сирийского президента Башара Асада за его жестокое подавление инакомыслия в стране, тем самым ликвидировав возможность для одобрения внешнего военного вмешательства в ливийском стиле. Тегеран же ответит взаимностью, пойдя на сотрудничество по российскому плану для разрешения ядерных противоречий, в соответствии с предложениями, озвученными министром иностранных дел Сергеем Лавровым в середине мая: «… каждый раз, когда Иран удовлетворительно ответит на вопросы или озабоченность Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), его нужно будет приободрить и похвалить, в том числе и путем замораживания каких-то санкций», - предложил он. До сих пор Тегеран отклонял данную российскую инициативу.
В выходные, однако, иранские источники DEBKAfile раскрыли информацию о том, что иранские лидеры после бурных споров изменить курс. Духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи дал приказ проинформировать Москву о том, что Иран готов обсудить план Лаврова, при этом полностью сохраняя свои возражения. Москва также должна быть готова обсудить иранские контр-предложения.
Принимая решение Тегерана как начальную точку для обсуждения плана Лаврова, Москва сделала еще два открытых шага: в Москве и в Тегеране было объявлено, что секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев посетит Тегеран 15 августа, а через два дня иранский министр иностранных дел Сайед Джалили (Saeed Jalili) приедет в Москву. Последний сядет с Лавровым и они попытаются выработать соглашение по российскому плану.
В понедельник, кроме того, российский представитель в ООН Виталий Чуркин выступил с комментарием, заявив, что проект, который европейские державы распространили, с осуждением Сирии, был «несколько чрезмерным», и Россия посчитает председательское заявление Совбеза «удовлетворительным».
Москве было предложено начать встречи с Тегераном на полпути после того, как многие западные эксперты пришли к выводу, что санкции ООН, США и Европы, направленные на то, чтобы вынудить Иран отказаться от своих ядерных амбиций, были напрасно потраченными усилиями, которые не дали ни малейшего эффекта в том, что касается замедления прогресса Тегерана в ядерной области.
В условиях, когда шансы на действия ООН против Сирии крайне малы, заместитель официального представителя Госдепартамента Марк Тонер (Mark Toner) заявил в понедельник, что США могут предпринять дополнительные шаги в отношении сирийской нефтегазовой промышленности, которая является основным источником дохода для правительства страны, на фоне фактического краха всей остальной экономики государства.