Аллея Дудаева – это свидетельство уважения не только ему лично, но и тем офицерам, которые во время восстановления независимости стран Балтии осознавали свою человеческую ответственность.
Пресса сообщает об инициативе мэра Риги Нила Ушакова – поручить председателю Рижского совета по памятникам Оярсу Спаритису рассмотреть возможность переименования аллеи Джохара Дудаева. Предлагается назвать аллею не именем первого президента Чечни, а в честь танцора Махмуда Эсамбаева. В качестве обоснования упоминается «неоднозначное отношение» рижан. К тому же, Эсамбаев тоже чеченец. Мэр дал понять, что так поступить ему посоветовали некоторые чеченцы, имеющие сейчас большое влияние в Чечне. Тут возникает вопрос: разве аллея названа именем Дудаева из-за его национальности, или потому что граждане Латвии уважают этого деятеля за его вклад на благо свободы латышского народа и других народов?
Дудаев с 1987 по март 1991 года был генералом военно-воздушных сил СССР в Эстонии. Есть сведения, что он в начале 1991 года воздерживался выступать против стремлений к независимости эстонцев и других народов Балтии. Наши песенные революции - удивительный образец ненасильственного сопротивления народов. Но было бы заблуждением думать, что наша победа это только заслуга народов Балтии. Важна была также международная поддержка.
Ценной была позиция многих офицеров СССР, которые в сложных условиях сохранили здравомыслие, не потеряли честь и не убивали невооруженных мирных жителей даже тогда, когда получали преступные приказы делать это. Для нас сегодня не столь важно, поступали они так из-за принципа или, думая о том, что недалеко живут их семьи. И то, какие ощущения у них были с приближением новой эпохи. Насколько важна во время политических потрясений позиция армии, показывает пример очень длительного и насильственного распада Югославии.
В Литве и в Латвии в январе 1991 года пролилась кровь борцов за свободу, потому что в размещенных в Балтии частях войск оккупантов были не только честные офицеры, но и такие, как командир «Альфы» Головатов, оставивший мрачные следы на земле наших братьев. Его выдачи Литва недавно пыталась добиться от Австрии. Но безуспешно, потому что там, как кажется, некоторые, прикрываясь лицемерными фразами о свободе и справедливости, фактически надеются что-то выклянчить у наследников империи СССР. Сообщники Головатова оправдываются, что они лишь выполняли приказы. Позиция литовцев сегодня была бы совсем иной, если бы преступные приказы, имена отдавших которые до сих пор не названы, не выполнялись.
Аллея Дудаева - это свидетельство уважения не только ему лично, но и тем офицерам, которые во время восстановления независимости стран Балтии осознавали свою человеческую ответственность и не спешили использовать армию против народа. Дудаев, таким образом, стал не только символом стремления к независимости чеченцев, но и народов Балтии.
Нужно ли отказываться от символа, если кто-то не может или не хочет понять, что он выражает? Разве было бы правильно переименовывать улицу, названную в честь русского Андрея Сахарова в честь русской Аллы Пугачевой, потому что некоторым не нравится общественная деятельность Сахарова? Большинству латышского народа симпатизирует деятельность и Дудаева, и Сахарова, независимо от их национальности. Мнения, которые иногда распространяются о Дудаеве за границей, в особенности в России, и которые в Латвии иногда пытаются навязать антигосударственные хулиганы, не должны иметь для нас значения. Против того, что в Риге могут быть улицы, названные в честь знаменитых певцов и танцоров других народов, в том числе Эсамбаева, ни у кого нет возражений, но эта песня совсем из другой оперы.
Прошлым летом анонимные молодые люди испачкали таблички на аллее Дудаева, закрасив несмываемой краской даже номера домов, и сняли свои действия на видеокамеру. Самоуправление Риги обязано заботиться, чтобы хулиганы не портили таблички с названиями улиц. Рига ни в смысле этнических, ни общественных идеалов не может быть чужеродным телом в государстве.
Перевод: Лариса Дереча