Десятки тысяч японских беженцев, которые столкнулись с тройным ужасом – землетрясением, цунами и ядерным кризисом, теперь имеют дело с другой проблемой – своими собственными соотечественниками.
Они в подвешенном состоянии – бездомные и зависимые от подачек правительства - просто, чтобы прокормить себя.
СУЭНАМИ САТО, выжившая после цунами: Все были к нам очень добры. У нас нет жалоб, правительство сделало все, что могло, чтобы помочь нам найти убежище. Нас беспокоит будущее. Куда нам отправиться дальше? Это нас тревожит.
Япония – остров, то есть, ограниченное пространство, и тысячам людей необходимо где-то жить. Это означает, что нужно находить изобретательные решения.
Семьям предоставляют временное убежище - как в школах, так и в дорогих токийских отелях.
Это один из многих центров для беженцев из района провинции Фукусима. Десятки тысяч человек были вынуждены оставить свои дома. Они бежали от землетрясения, цунами и ядерной катастрофы. Теперь они столкнулись с осуждением со стороны своих собственных соотечественников, которые воспринимают их решение покинуть свои дома в пострадавшей и зараженной местности как «не-японское».
Тех, кто решил бежать из соображений безопасности, обвиняют в том, что они предали тех, кто остался.
СУЭНАМИ САТО, выжившая после цунами: Они тоже знают, что оставаться там небезопасно из-за радиации, но у них там вся жизнь. Дети ходят там в школу, они ходят там на работу. Так что некоторые из них считают, что мы избалованные, а другие полагают, что опасности нет и мы должны вернуться.
Помимо давления насчет возвращения на родину, они переживают еще одну пытку в форме так называемой «вины выжившего».
СИГЕРУ ИВАСАКИ, чиновник центра для беженцев: Это типично японская реакция – они винят себя в том, что не смогли помочь тем, кто погиб в результате бедствия. Это ощущение живет в японском народе и в особенности среди тех, кто выжил в катастрофе.
Выжившие – среди них Суэнами Сато, - пребывают в смешанных чувствах. Они зажаты между неопределенным будущим и разбитым прошлым.
СУЭНАМИ САТО, выжившая после цунами: Мне кажется, что жизнь это своего рода путешествие. Оно не продлится вечно. Я просто хочу прожить свою жизнь полностью. Но когда я думаю о могилах наших дедов или тех, кто нас вырастил, мне становится грустно покидать свою родину.