Три года спустя после августовской войны 2008 года в Южной Осетии, напряженность в отношениях между Россией и Грузией вновь усиливается, и требуются переговоры для восстановления стабильности и придания позитивного импульса нынешней ситуации, которая является хрупкой и потенциально взрывоопасной. Дипломатические отношения прерваны, и две страны лишь начали ограниченные переговоры, при швейцарском посредничестве, по вопросу о вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Однако они разделяют интересы в области укрепления региональной безопасности, торговли и транспорта и должны начать дискуссии по этим вопросам, вместо того чтобы продолжать обмениваться враждебной риторикой, которая лишь осложняет задачу возобновления диалога.
Недостаток контактов способствовал росту недоверия со времен окончания боевых действий. Для Грузии Россия - оккупант, который подрывает ее суверенитет и ее безопасность. При том, что практически все международное сообщество рассматривает Южную Осетию и Абхазию в качестве частей суверенной Грузии, Россия признала независимость обеих республик вскоре после войны. Москва держит на этих двух территориях воинский контингент в размере от 7 до 9 тысяч человек - в виде боевых подразделений, служб безопасности и пограничных сил, и строит и восстанавливает там постоянные военные базы, в нарушение соглашения о прекращении огня, достигнутого при посредничестве Евросоюза в 2008 году. Около двадцати тысяч человек из тех, что были перемещены в том году, до сих пор не могут вернуться в свои дома, а вдоль административных линий границ по-прежнему происходят столкновения.
Переговоры в Женеве, предусмотренные соглашением о прекращении огня для создания более продуктивной атмосферы безопасности и решения гуманитарных вопросов, продвинулись очень скромно, среди его достижений можно отметить лишь создание Механизма по предотвращению и реагированию на инциденты (МПРИ) между Грузией, Россией, фактическими властями в Южной Осетии и Абхазии и Миссией мониторинга Европейского Союза (ММЕС), для обмена информацией относительно инцидентов в области безопасности. Стороны, однако, не смогли прийти к соглашению по более крупным вопросам, которые призваны были решить женевские переговоры, таким как возвращение перемещенных лиц, и в нынешней ядовитой атмосфере эти переговоры могут легко прийти к краху.
Грузия заявила, что у нее есть доказательства того, что российские службы безопасности причастны к серии взрывов в Грузии. Москва это отрицает, в то время как некоторые политики и чиновники обвиняют Грузию (практически при отсутствии подтверждений) в восстановлении своего военного сектора, который вновь будет угрожать Абхазии и Южной Осетии, а также в пособничестве боевикам из числа радикальных исламистов на территории России. Грузинское правительство приступило к реализации попыток вступить в связи с людьми с российского Северного Кавказа, но чтобы избегнуть провокаций, оно должно делать это в сотрудничестве с Москвой, а не вопреки ей. Двусторонний спор в большой степени персонализирован, и российское руководство говорит, что оно не будет иметь дела с г-ном Саакашвили. Воздействия всего этого ощущаются даже в таких сферах, которые по идее подобные проблемы не должны затрагивать. Грузия блокирует заявку России на вступление в ВТО. Аресты шпионов в Грузии способствуют возникновению внутренней атмосферы подозрительности всего менее чем за год до парламентских выборов 2012 года.
Две стороны общаются между собой преимущественно через швейцарских дипломатов. Берн уже выступает посредником на переговорах по вопросу о ВТО, и готовится содействовать обсуждению и других вопросов, таких как торговля, транспорт или безопасность.
Грузия и Россия подписали соглашения по транспорту и энергетике после войны, так что основа для сотрудничества, на которой можно что-то строить, есть, даже в условиях, когда политическое желание это делать ограниченно. Чтобы извлечь преимущества из любой возможности и начать долгий процесс нормализации связей, Москва и Тбилиси должны:
- вступить в прямые переговоры, без предварительных условий, по целому ряду вопросов, при посредничестве, если необходимо, взаимоприемлемой третьей стороны. Эти переговоры должны служить дополнением, а не заменой нынешнему Женевскому процессу; и снизить накал своей риторики по поводу взрывов и поддержки терроризма и согласиться на проведение совместных расследований или расследований, которые проведет третья сторона.
Между тем, для улучшения ситуации с безопасность в Абхазии и Южной Осетии и вокруг них, международное сообщество должно:
- продолжить давление на Москву с целью заставить ее вывести свои войска на позиции, занимаемые до конфликта 2008 года, содействовать возвращению домой перемещенных лиц, и предоставить ММЕС полный доступ в Южную Осетию и Абхазию;
- а также подтолкнуть стороны к обмену информацией относительно их сил безопасности и их действий в районах возле линий административной границы.