Кубай Ортыков - фермер из Каракалпакии, отдаленного района в центральноазиатском государстве Узбекистан.
«Мы посадили хлопок в надежде на урожай, но не можем его поливать. Сейчас мы должны заканчивать вторую фазу ирригации, но не в состоянии этого сделать», – говорит Ортыков, добавляя при этом, что потерял 20 гектаров хлопка.
Пастухи тоже страдают, говорит Ортыков, потому что животным не хватает кормов. Недостаточно воды даже для выращивания пшеницы. «Мы посеяли пшеницу, но урожай был плохой, и все из-за нехватки воды», – жалуется фермер.
Ортыков один из сотен тысяч жителей этого региона, находящихся в прямой зависимости от уровня воды в реке Амударья, которая нужна им не только для полива, но и для личных нужд.
По словам Ортыкова, ситуация с каждым днем ухудшается. «Уже третий раз за последние десять лет уровень воды в Амударье такой низкий. Все становится хуже с каждым днем, и поэтому люди покидают село», - говорит он.
В опубликованном в этом месяце отчете Программы ООН по окружающей среде (UNEP) о ситуации в бассейне Амударьи звучит критика в адрес руководства центральноазиатских государств за его неспособность наладить сотрудничество по управлению водными ресурсами. Если в ближайшее время не будут найдены пути взаимодействия в этих усилиях, говорится в отчете, у таких фермеров как Ортыков будут мрачные перспективы.
Могучая река мелеет
Амударья, которую в древности называли Окс, не всегда была такой. На протяжении всей истории реку восхваляли за богатство и плодородие. Писатели этого региона даже посвящали ей стихи с признаниями в любви.
Верховья Амударьи создают часть северной границы Афганистана с Таджикистаном. Далее она в отдельных местах разделяет Узбекистан и Туркмению.
Река берет начало из многочисленных источников в Киргизии, Таджикистане и Афганистане, затем течет на северо-запад и впадает в южную часть Аральского моря. Имея протяженность в 2540 километров, Амударья является самой длинной рекой в Центральной Азии.
Когда этим регионом управляли Советы, там была построена сеть насосных станций и ирригационных каналов для развития сельского хозяйства. Вплоть до 1992 года все водные ресурсы региона регулировались централизованно из Москвы. Однако после распада Советского Союза ситуация быстро и резко начала ухудшаться.
С того времени численность населения выросла в два с лишним раза, и соответственно выросли потребности в воде. Экономика стран Центральной Азии очень сильно зависит от сельского хозяйства. В нем занято 67 процентов трудового населения Таджикистана, 45 процентов Узбекистана и 48 процентов Туркмении.
Региональные споры, недоверие
По мере увеличения потребностей и уменьшения уровня воды в реке споры между основными участниками управления водными ресурсами все больше и больше усиливаются.
Министр иностранных дел Таджикистана Хамрохон Зарифи заявил 18 июля на пресс-конференции в Душанбе, что «различия во мнениях» по поводу реки начинают влиять на общий характер отношений между Таджикистаном и Узбекистаном, причем отнюдь не в лучшую сторону.
Центральным пунктом разногласий является план Таджикистана по завершению строительства Рогунской гидроэлектростанции и плотины на реке Вахш, которое было начато в советское время. Вахш является одним из притоков Амударьи.
Если строительство завершится согласно первоначальному плану, «это будет самая высокая ГЭС в мире, что вызывает обеспокоенность Узбекистана», – говорит старший научный сотрудник вашингтонского Форума развивающихся рынков (Emerging Markets Forum) Йоханнес Линн (Johannes Linn).
«Очевидно, проблема заключается в том, что Узбекистан чувствует угрозу в связи с возможным контролем со стороны Таджикистана над водными ресурсами, идущими вниз по течению, и не хочет, чтобы у Таджикистана была возможность осуществлять такой контроль. Таджикистан, со своей стороны, считает, что использование водных ресурсов, находящихся у него в распоряжении, жизненно важно для долгосрочного развития страны, и заявляет, что в его намерения никоим образом не входит ущемление интересов соседей, расположенных ниже по течению», - говорит Линн.
Какими бы обоснованными и законными ни были доводы Таджикистана, теплого приема со стороны узбекских руководителей и фермеров, таких как Ортыков, они не находят. Узбекистан делает все возможное для блокирования строительства электростанции. Узбеки даже призвали международное сообщество провести независимую оценку проекта Рогунской ГЭС, отметив, что с советских времен, когда этот план был разработан в 1976 году, очень многое изменилось.
Таджики, в свою очередь, обвиняют власти Узбекистана в намеренном сокращении объемов сухопутных перевозок товаров в их страну, не имеющую выхода к морю. А узбеки настаивают, что задержки с железнодорожными перевозками никак не связаны со строительством ГЭС. Узбекистан также частично перекрыл подачу электроэнергии из Туркмении в Таджикистан и прекратил свой собственный экспорт природного газа остро нуждающимся в нем таджикам.
Некоторые эксперты считают, что эти карательные меры будут иметь тяжелые последствия для таджикской промышленности, и погрузят во тьму все население страны. Другие, однако, считают, что эти страхи преувеличены.
Новые факторы, усугубляющие ситуацию
Согласно отчету ООН, существующие проблемы сейчас еще более усиливаются в связи с изменениями климата.
Как отмечают авторы отчета, с 1950 года количество дней с температурой выше 40 градусов Цельсия увеличилось более чем вдвое, особенно в районе дельты Амударьи. В течение следующих 50 лет ожидается повышение температуры еще на два-три градуса. В отчете сообщается, что ледники в горах Центральной Азии постепенно исчезают. Талые воды ледников являются одним из важных источников, питающих Амударью.
И конечно же, существует проблема Афганистана.
На сегодняшний день 80 процентов всего населения занимается земледелием, поэтому спрос на воду увеличивается. Это, безусловно, ухудшает ситуацию с водоснабжением в странах ниже по течению от Афганистана.
«Мы надеемся, что Афганистан в предстоящие годы будет мирно развиваться, и его сельское хозяйство будет усиленно использовать притоки Амударьи, протекающие по его территории. Вода будет все больше идти на местное орошение, - говорит Йоханнес Линн. – Это означает, что в главную реку воды будет поступать все меньше. Это особенно негативно скажется на Туркмении, расположенной непосредственно ниже по течению, а также может задеть и Узбекистан».
Необходимость в партнерстве
Несмотря на отсутствие необходимой договоренности и новые проблемы и трудности в водопользовании, которые прежде всего касаются Амударьи, положение вещей не меняется. С уменьшением водных ресурсов ситуация, скорее всего, будет ухудшаться, считает Ник Наттол (Nick Nuttall) из Программы ООН по окружающей среде.
«Понятно, что бассейн Амударьи и ее притоков жизненно важен для гидроэлектроэнергетики, обеспечения питьевой водой, сельскохозяйственного производства и всех основных базовых потребностей, связанных с жизнедеятельностью людей в предстоящие годы. А потребности эти будут расти. Но в отчете нет классического графика, показывающего временные рамки по росту потребностей», - говорит Наттол.
«Однако в нем есть указание на основные больные места и проблемы, которые могут возникнуть между странами, совместно пользующимися этими исчерпаемыми ресурсами, если они не начнут по-настоящему сотрудничать и не разработают разумный и эффективный план по коллективному использованию этой речной системы, – добавляет он.
Коллективное использование водных ресурсов потребует от руководителей стран Центральной Азии доверия друг к другу, а его, по мнению Йоханнеса Линна, в данный момент не существует.
Министр иностранных дел Таджикистана Хамрохон Зарифи недавно предложил план по улучшению скоординированного использования водных ресурсов странами-членами СНГ, куда входят бывшие советские республики.
«Несмотря на то, что достигнуты некоторые успехи в налаживании более тесного партнерства между государствами-членами, сделать предстоит гораздо больше. И к этому относится вопрос совместного использования воды странами Центральной Азии», – говорит Зарифи.
Пока ситуация ухудшается, таким фермерам как Ортыков остается только надеяться, что договоренность будет достигнута в скором времени.
Свой материал для статьи предоставили Искандер Алиев и Алишер Сидиков.