Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Российские выборы: что «зачтется» Лукашенко?

© коллаж ИноСМИКнут или пряник для Лукашенко
Кнут или пряник для Лукашенко
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Киев, Астана, Минск, Ташкент, не говоря уже о Бишкеке, Душанбе или Баку, пытаются выстраивать собственную политику в отношении той или иной политической силы, что завоют Кремль на ближайшие годы. Цена вопроса огромна. Первое, что бросается в глаза - роль России, как пока главного инициатора региональной интеграции на постсоветском пространстве.

«У нас начинается тяжелый период жизни: парламентские, затем еще страшнее - президентские выборы»

А.Лукашенко


В России начались выборы. В ближайшие четыре месяца все политические силы федерации будут брошены сначала на парламентский ринг, а затем зимой 2011 -2012 года страна начнет выбирать президента.

Выборы начинаются сложно. Прежде всего, необходимо учесть, что тандем «Медведев-Путин» объективно доживает последние месяцы. Долгое время политическая «связка» двух лидеров была исключительно эффективной системой и способствовала сохранению у населения России ощущения преемственности и стабильности. В тоже время тандем символизировал некое перемирие, своего рода элитный компромисс в период собирания сил для схватки за будущее руководство страной. Проблема в том, что вопрос не исчерпывается сменой фамилии главы российского государства.

Понятно, что если в 2008 году мы могли говорить о ротации власти внутри почти единой элитной группы, то сейчас идет речь о тщательном поиске балансов интересов между несколькими крупными блоками отраслевых и региональных элит. Картина стала столь сложная и многоплановая, что пока не поддается каким-либо прогнозам. Если, к примеру, один из уже вполне определившихся претендентов на пост президента силен своей командой (В. Путин), что является слабой стороной пока не определившегося соперника (М. Медведев), то на другом уровне – на внутриполитической арене, у них ситуация во многом патовая.

Проблема еще в том, что держа в рамках тандема рейтинги в диапазоне 60-67%, партнеры все равно рано или поздно разойдутся по углам политического ринга. Данная ситуация может полностью дестабилизировать предвыборную ситуацию и создаст «окно возможностей» для внесистемных игроков. Для них есть определенная почва. Российское общество и политический класс пришли к 2012 году крайне неоднородным, но в целом с критичным отношением к связке «Путин – Медведев», что объяснимо. Россия стремительно меняется, она быстро реагирует на внешние вызовы, развивающийся крупный бизнес позволяет относительно оперативно перестраивать хозяйство. Экономические возможности страны дают возможность руководству инициировать огромные инфраструктурные и промышленные проекты, а принимать в них участие готовы все большее число бизнес-структур, финансово-промышленных групп, уже давно не вписывающихся в ставший привычный формат государственно-частного партнерства. В стране быстро накапливается критическая масса понимания необходимости кардинальных перемен, что ощущается почти физически. Россия в очередной раз в своей истории стоит на перепутье, но было бы огромным упрощением говорить о противопоставлении либерального и консервативного сценариев развития. Четкого водораздела нет, основную картину составляют политические оттенки и полутона.

Проверка политических потенциалов бесспорно произойдет на парламентский выборах, где левые, почувствовав, что правительственный лагерь постепенно входит в период разброда и перегруппировки сил, постараются совершить электоральный прорыв. КПРФ ведет кампанию уже с весны, ведет агрессивно и динамично, сваливая в общую кучу, как социально-экономическую проблематику, так и националистический вектор. Противостоять левому крылу сложно и почти некому. В России сменилось поколение. На политическую арену вышли те, кто не застал КПСС и не знаком со всеми «достижениями» социализма. Левая идеология снова в моде…

Российские выборы и СНГ

Внимание к российским выборам в странах СНГ огромно, что отражает влияние РФ на все постсоветское пространство. Несмотря на то, что политические процессы, что происходят в России, не находят адекватного продолжения в соседних странах, так как с годами параллельно росту социально-экономических различий между государствами региона, увеличивается и дистанция между уровнями развития и зрелости политических классов, они во много остаются модельными для соседних государств. Стоит напомнить, как в 2008 году президент Казахстана открыто призывал В. Путина, поменять Конституцию России и пойти на третий президентский срок. Понятно, что его не заботила «устойчивость» власти в Москве, а скорее беспокоила легитимность своего пожизненного президентства. Россия могла, по идее, такого рода легитимность предоставить собственным примером. Но далеко не всегда руководство стран СНГ бывает удовлетворено подобного рода «примерами» из Москвы. То в России введут выборы по партийным списками, то готовят возвращение прямых выборов губернаторов (ни в одной из стран региона губернаторов не выбирают, но который год порицают за подобный «недемократизм» Кремль), то на высшем уровне критикуют тоталитаризм…

Киев, Астана, Минск, Ташкент, не говоря уже о Бишкеке, Душанбе или Баку, пытаются выстраивать собственную политику в отношении той или иной политической силы, что завоют Кремль на ближайшие годы. Цена вопроса огромна. Первое, что бросается в глаза - роль России, как пока главного инициатора региональной интеграции на постсоветском пространстве. В данном случае, итоги выборов в России могут оказать непосредственное влияние на судьбы Таможенного Союза и Единого Экономического пространства. Как известно, данные проекты носят во многом печать политической воли руководства трех стран – России, Казахстана и Беларуси. Политическая конъюнктура в России после марта 2012 года может кардинально измениться, как и экономическая политика.

Между тем, зависимость интеграционных процессов от перспектив развития экономики России огромна. Уровень глобальной конкурентоспособности экономики России тесно связан с перспективами развития, углубления и расширения интеграционных процессов на постсоветском пространстве. При сохраняемом сейчас формате экономического развития РФ, в регионе неизбежно будут расти центробежные процессы, страны СНГ и их экономики будут продолжать постепенную переориентацию на внешних партнеров (ЕС, Китай, Иран, Турция и т.д.) и внерегиональные интеграционные предложения (приграничные проекты ЕС). В свою очередь, структурная и технологическая модернизация экономики России привяжет экономики основных стран постсоветского пространства к российскому модернизационному тренду, создаст крайне необходимый динамичный и привлекательный интеграционный имидж России. В этом случае отпадет необходимость стимулировать участие партнеров по интеграции экономическими, таможенными, рыночными уступками, энергетическими и сырьевыми субсидиями и дотациями, банковскими кредитами. К этому необходимо стремиться. Вопрос, хватит ли у нового, а может быть и старого, руководства РФ политической воли для столь крутого поворота.

Стратегия выхода на уровень динамичной модернизации экономики России пока только обсуждается в экспертных сообществах, где свое посильное участие принимает и автор этих строк. На базе этих предложений будут сформированы политические программы претендентов. Проблема том, что Россия, в данном случае, не Беларусь или Казахстан. Россия – страна корпораций и в предвыборных программах невозможно обойтись без строгого баланса популистских обещаний и выверенных формулировок жесткой экономической политики, включая ее социальные аспекты. Именно эту часть будет изучать бизнес, раскладывать на тезисы целая армия аналитиков в России и в мире. Кто с данной работой не справится, тот провалится еще на старте предвыборной гонки.

И все же, выборы в России - время концентрации, прежде всего, на внутренних проблемах и процессах. Обращение к международной тематике носит вспомогательный характер и должно только оттенять тот или иной аспект политических взглядов претендентов.

На прошлой неделе премьер-министр России В. Путин обратился к постсоветской тематике, попытавшись проиллюстрировать свои идеологические подходы в предстоящей избирательной кампании политикой, проводимой Россией в отношении Беларуси и Грузии.

Оценки, данные В. Путиным перспективам развития интеграции с Беларусью, в России привлекли внимание, пожалуй, только специалистов. Существенно больший интерес в средствах массовой информации вызвали комментарии российского премьера в отношении угрозы дефолта США («экономика США носит паразитический характер») и возможности вхождения в состав России Южной Осетии. По «осетинской» теме в политических и экспертных кругах России вспыхнула жесткая, но кратковременная перепалка, в которой автор этих строк принял самое непосредственное участие. Но на этом в Москве все успокоилось. Однако на постсоветском пространстве предвыборная риторика В. Путина вызвала настоящую информационную волну.

Путин вернулся к вопросу вхождения Беларуси в состав России, отметив, что судьба этого присоединения находится в руках самих граждан республики: «Это а) – возможно, б) – очень желательно и в) – полностью, на 100% зависит от волеизъявления белорусского народа». От себя можем с чистой совестью добавить, что учитывая современные политические реалии в РБ, можно смело заменить словосочетание «белорусский народ» на «Александр Лукашенко». Что такая замена имеет полное право на существование говорит весь опыт выборов и референдумов в Беларуси за последние 17 лет.

Безусловно, в Беларуси данное заявление российского премьера тут же присовокупили к списку имперских притязаний России. Подобного рода «реестр» давно ведется как белорусскими властями, так и белорусской оппозицией. Причем иногда интерпретация сторонами собранных «фактов» практически полностью совпадает, что наводит на очень неприятные мысли… Дело том, что тезис о некой готовности России аннексировать суверенную Беларусь, не раз выручал А.Лукашенко в периоды российско-белорусских политических кризисов. Запад чутко реагирует на подобного рода «наживку» и немедленно бросается на помощь белорусскому режиму. Наиболее яркими примерами являются предоставление Минску в 2008 году кредита МВФ, организация в 2009 г. присоединения РБ к «Восточному партнерству», диалог Евросоюза с А. Лукашенко в ходе выборов 2010 г. и т.д.

Но в данном случае, сразу после единодушного ритуального шельмования «российского империализма» , мнения подконтрольных власти и оппозиционных аналитиков о причинах вышеназванного заявления В. Путина разошлись.

Оппозиционные эксперты, опираясь на обращение В. Путина к белорусскому народу, уверены, что российский премьер продолжает готовить смещение А. Лукашенко со всеми последствиями для суверенитета республики, т.е. фактически выполняют роль адвоката А. Лукашенко на Западе, натравливая Брюссель и Вашингтон на Москву.

Эксперты из правительственного лагеря, напомнив о суверенитете Беларуси, пришли к выводу, что В. Путин нуждается в А. Лукашенко в качестве внешнего союзника в предвыборной гонке. В частности, В. Путин заявил, что «При всех сложностях, которые возникают в сфере экономики, энергетики, газовой сфере надо отдать должное сегодняшнему руководству республики и в том числе Лукашенко, которое последовательно идет к интеграции с Россией».

С учетом того, что А. Лукашенко с декабря 2010 года скрупулезно выполняет все свои обязательства по вступлению республики в Таможенный Союз и Единое экономическое пространство, то В. Путин не делал политического аванса. В настоящее время у Кремля к официальному Минску серьезных претензий в плане выполнения интеграционных договоренностей нет. Есть иные проблемы, связанные с выполнением условий предоставления кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС, наличием политических заключенных и в целом с развитием демократии в республике, с вопросами формирования единого экономического пространства и т.д.

Тем не менее, представить более неестественный союз между В. Путиным и А. Лукашенко почти невозможно. Однако данная версия белорусского правящего истэблишмента и обслуживающего его экспертного сообщества вполне вписывается в традиционное завышенное представление о популярности А. Лукашенко в среде российского электората. Именно на базе подобных мнений и сформирована политика А. Лукашенко в отношении российских выборов.

Считая себя мощным игроком на политическом поле соседнего государства, А. Лукашенко постарается в ходе российских парламентских и президентских выборов, укрепить свои, в большей виртуальные, чем реальные, политические позиции в России. По традиции, пока А.Лукашенко выдает желаемое за действительное.

С другой стороны, развитие отношений между Минском и Москвой не оставили белорусскому президенту свободы маневра. Если с В. Путиным у белорусского президента хотя бы сохранился какой-то диалог, то Д. Медведев не особо отделяет А. Лукашенко от М. Саакашвили.

Белорусский президент может оказывать косвенное содействие действующему премьер-министру России, рассчитывая на то, что в случае прихода В. Путина в Кремль, «ему зачтется». Но, к сожалению, А. Лукашенко по привычке пытается «убить сразу двух зайцев», действуя по образцу известной в конце 1990-х годов в Москве банды жуликов, «обеспечивающих» поступление абитуриентов в престижные московские вузы. Деньги брали, ничего не делали, а тем, кто не поступал, деньги честно возвращали, при этом все равно оставаясь в прибыли.

Так и в данном случае, белорусская сторона стремится «не класть все яйца в одну корзину» и стремительно входит в российскую избирательную кампанию на стороне КПРФ. Белорусский «след» буквально вываливается со страниц коммунистической печати. Мобилизованы региональные российские журналисты, составившие в свое время актив многочисленных пресс-туров по Белоруссии. В предвыборную борьбу против правящего тандема ввязались СМИ Союзного Государства. Обращает на себя предвыборная деятельность белорусского посольства…

Видимо, А. Лукашенко интуитивно ощущает, что на левом фланге российского политического спектра ему «зачтется» больше…

Внимание белорусской правящей элиты к российским выборам обусловлено тем, что до настоящего времени выживаемость экономики республики, а с ней и политического режима, определяется благосклонностью российского истэблишмента к Беларуси. В этом случае, российские президентские выборы 2012 года для А. Лукашенко более важны, чем собственные в 2010 г., где результат президентской гонки был обусловлен заранее, что пока не скажешь о российских выборах.